XXIX. Идеалы и обычаи современных новых религий

В последние десятилетия возросло число как мироутверждающих, так и мироотвергающих религий (а также других религий, которые сложнее описать в столь широких дихотомических категориях). Мироотвергающие религии возникли в качестве протеста против того, что они были склонны воспринимать как рост материализма, потребительства и гедонизма западного общества. Некоторые из них обязаны своей ориентацией аскетической традиции Христианства; для других близкой оказалась озабоченность состоянием окружающей среды; ещё некоторые использовали ту же атмосферу настроений, из которой в 1960-х годах выросла культура «хиппи». Напротив, религии мироутверждающей ориентации сильно связаны с современной светской культурой и с некоторыми из изменившихся взглядов и норм, которые характерны для Христианства двадцатого века. Поскольку религия отошла от озабоченности загробной жизнью, которая была в центре внимания Христианства в предыдущие столетия, новые религиозные движения также стали делать упор на спасение в этом мире и в этой жизни. Улучшение жизни, стремление к счастью, реализация человеческого потенциала стали уважаемыми и широко признанными целями, и неудивительно, что новые религии их исповедуют. В мире нехватки, катастроф, голода и низкого уровня технологии религиозный аскетизм был подходящей моралью. Он восполнял нужды группы производителей, которым нужно было соглашаться с тяжёлой работой и низкой оплатой и вознаграждение которых необходимо было отсрочить (зачастую — до гипотетической загробной жизни), чтобы могло происходить накопление капитала. Но в обществе, ориентированном на потребление, в котором технология создала повышенные ожидания доступного богатства и привилегий, аскетическая мораль противоречила бы необходимости побуждать людей тратить деньги, искать развлечений и материального благополучия, чтобы поддерживать и стимулировать экономику. И как только традиционный аскетизм Христианства вышел из моды, ориентации новых образцов религиозной духовности стали отражать новые социальные идеалы. Современная разменная монета гедонистических ценностей в светском обществе всё более отражается даже в основных направлениях религии. За Христианской наукой, стоящей вне основного направления и пропагандирующей оптимизм и подчёркивание неограниченных привилегий, последовала пропаганда — среди основных деноминаций — положительного мышления Норманом Винсентом Пилом, протестантом, архиепископом Фултоном Шином, католиком, и раввином Джошуа Либманом. В последние десятилетия развилась Теология процветания, которая придала законный характер тем привилегиям, которых христиане должны ожидать от исполненной молитв религии. Психологические техники повышенного самоконтроля, самоосознания, самосовершенствования, улучшения жизни и большие возможности для духовного обогащения стали частью репертуара многих религиозных движений по мере того, как общество отошло от одобрения нагруженных грехом теологий, которые когда-то были центральной темой учения Христианства.

XXX. Религия и нравственные принципы
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ