XVIII. Индуизм: школа Санкхья

Индуизм — это религия с огромным внутренним разнообразием. Шесть древних и дивергентных философских школ признаны ортодоксальными. Одна из них, Санкхья, не является ни теистической, ни пантеистической. Как и Джайнизм, Санкхья учит, что изначальная материя и единичная душа существуют извечно и нерушимы. Душа потенциально может быть освобождена знанием правды о Вселенной и собственными усилиями. В некоторых текстах Санкхья отрицает существование субъективного верховного божества, и в любом случае, любая концепция божества считается излишней и потенциально внутренне противоречивой, так как карма управляет делами людскими вплоть до того момента, когда люди сами могут решить, что им стоит искать освобождения. Как и Буддизм, Санкхья имеет четыре аналогичные цели: знать страдание, от которого человек должен освободиться; добиться прекращения страдания; воспринимать причину страдания (неспособность различать душу и материю); и изучить смысл освобождения, а именно, дифференцировать знания. Как и другие школы, Санкхья учит кармическому принципу: второе рождение является следствием чьих-то действий, и спасение — это избавление от круговорота перерождений.

Как и другие школы, Санкхья учит кармическому принципу: второе рождение является следствием чьих-то действий, и спасение — это избавление от круговорота перерождений.

Санкхья дуалистична по своей природе. Это не христианский дуализм добра и зла, а радикальное различие между душой и материей. Обе существуют извечно и являются бесконечно существующими элементами. Мир является результатом эволюции материи. Душа, однако, неизменна. Душа страдает, потому что находится в плену материи, плен этот, однако, иллюзорен. Как только душа осознаёт, что она не является частью материального мира, мир перестаёт существовать для этой конкретной души, и она освобождается. В соответствии с теорией Санкхьи, материя проходит через развитие, смерть и состояние бездействия и покоя. По мере эволюции, материя вырабатывает интеллект, индивидуальность, чувства, нравственный характер, волю и принципы, которые переживают смерть и которые подвергаются переселению. Будучи связанным с душой, физический организм становится живым существом. Только благодаря этой связи сознание реализуется: ни материя сама по себе, ни душа сама по себе не являются сознательными. Хотя душа и является оживляющим элементом, она сама по себе не является ни той жизнью, которая заканчивается смертью, ни той жизнью, которая передаётся от существования к существованию. Хотя душа не может действовать или страдать сама по себе, происходящее страдание отражается в ней как в зеркале. Она не является разумом, но представляет собой безграничную и бесстрастную сущность. Души бесчисленны и отличаются друг от друга. Целью души является освобождение из плена иллюзий. После освобождения состояние души эквивалентно нирване в Буддизме. Такое освобождение может произойти до смерти, и задача освобождённой души заключается в том, чтобы учить других. После смерти существует возможность полного освобождения без угрозы нового рождения.

Санкхья не возражает против веры в широко известных божеств, но они не являются частью её рабочей системы. Спасение приносит знание и понимание вселенной. В этом смысле контроль страстей, а не нравственное поведение, занимает центральное место. Добрые дела могут дать лишь более низкую форму счастья. Жертвы тоже неэффективны. Приписывание морали более низкой ценности по сравнению со знанием и пренебрежение добрыми делами явно отличаются от требований Христианства и представляют собой другую форму религиозности. Ни этика, ни ритуалы не имеют большого значения в системе школы Санкхья. Здесь тоже совершенно очевиден резкий контраст с Христианством, в котором этика и ритуалы являются, хоть и в разной степени в разных конфессиях, жизненно важными частями всей системы убеждений и вероисповедания.

XIX. Разнообразие среди религий: политеизм
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ