Разнообразие среди религий дополняется разнообразием внутри религий, и это происходит даже в рамках подлинно ортодоксальной традиции, то есть без учёта различных проявлений инакомыслия, на которые мы уже имели возможность ссылаться. Следует признать, что единообразие — это не то, что более всего необходимо религии. Даже Христианство, которое по сравнению с любой другой религией пользуется гораздо более систематически структурированными моделями как в доктринах, так и в организации, тем не менее сохраняет неточные формулировки доктрины, двусмысленности, несогласованности и даже прямые противоречия. В самом деле, традиционный религиозный язык и у христиан не всегда стремился устранить неясности, а иногда даже предпринимал попытки сохранить их. Функция языка в подобном случае не просто — и не обязательно в первую очередь — состоит в назывании объектов. У него есть не менее важные функции: вызывать эмоциональный отклик и устанавливать ценности и предрасположенность. Когнитивное, эмоциональное и оценочное в нём так неразрывно переплетено, что это довольно чуждо научно-информированному образу мышления. Вследствие этой многофункциональности языку религии, если смотреть на него с научной или криминалистической точек зрения, часто не хватает ясности, чёткости и конкретики. Это можно считать нормальным для религии — даже при том, что, как в случае с Христианством, столетиями затрачивались огромные интеллектуальные усилия, чтобы последовательно и ясно сформулировать религиозные доктрины.