Декларация Международной Церкви Саентологии о религии, правах человека и обществе, которая была выпущена по случаю торжественного открытия нового офиса Церкви в Брюсселе, — это официальное заявление о принципах, которые лежат в основе наших программ по правам человека. В данном документе изложена официальная позиция Церкви по многим важнейшим проблемам современности, как то: роль религии в обществе; свобода вероисповедания; свобода выражения; демократия; справедливость; церковно-государственные отношения; свобода информации; мультикультурные общества; родители и права детей и многие другие.
Преамбула
В наши дни религия широко обсуждается и подвергается критическому осмыслению. Но её цивилизующее влияние ещё никогда не было важнее, чем сейчас. Основатель саентологической религии Л. Рон Хаббард считал, что осознание единства с обществом приходит через религию. «Когда религия не имеет веса в обществе или перестаёт оказывать на общество влияние, все заботы о нравственности граждан, все проблемы с преступностью и с нетерпимостью ложатся на плечи государства, — писал он. — И тогда ему приходится использовать полицию и наказания. Однако это не приносит успеха, ведь если нравственность, целостность и чувство собственного достоинства уже не присущи человеку, их не очень удаётся навязывать ему силой. Эти качества могут появиться лишь в результате духовного осознания, а также при помощи внушения их духовной ценности. Чтобы человек был нравственным и т.д., необходимо гораздо более серьёзное основание и гораздо более сильная эмоциональная мотивация, чем угроза мирского наказания».
Фома Аквинский считал священное учение наукой, основанной на принципах, исходящих из света высшей науки, науки о Боге, и поэтому писал, что истины разума и истины веры не могут противоречить друг другу, так как и разум, и вера берут своё начало в Боге. Таким образом, религия и наука вместо противостояния должны дополнять друг друга, ведь религия обеспечивает руководящие принципы для обуздания невероятных научных открытий нашей эры, так чтобы они служили мирному сосуществованию, терпимости и правам человека ради всеобщего блага.
Мы живём в мире, где многие решения, принятые для исцеления насущных мировых проблем, не берут в расчёт духовную природу человечества. Вознесение «бездушной» психиатрии над духовенством не привело к решению этих проблем. Напротив, взрыв нетерпимости, чума наркомании, рост безграмотности, преступности и безнравственности и всплеск терроризма и международных конфликтов демонстрируют тщетность попыток решения этих проблем чисто научными средствами.
Религия и верования играют важнейшую роль в обществе, и не только для отдельного человека, но и для общества в целом. Церковь Саентологии считает, что утверждение первичности человеческого духа приведёт к возрождению нашей цивилизации. Взяв это за основу, мы считаем, что соблюдение следующих принципов сформирует фундамент для продвижения религиозной свободы, справедливости и мира в мире, а также защиты прав человека.
Права личности
1. Каждый человек, независимо от расы, цвета кожи, пола или этнической принадлежности, является духовным существом, достойным уважения и обладающим чувством собственного достоинства.
2. Каждый человек несёт ответственность, в интересах общего блага, за улучшение своей семьи, своей группы и всего общества. Как писал Л. Рон Хаббард: «Человек ценен лишь настолько, насколько он может служить другим».
3. Каждый человек имеет право на собственную веру и убеждения. Это право включает свободу по своему желанию изменять своё вероисповедание или убеждения. Ни государства, ни религиозные группы не имеют права контролировать, прямо или косвенно, религиозные убеждения личности. Государства также не могут препятствовать человеку свободно вступать в религиозные группы или оставлять их.
4. Каждый человек имеет право общаться с другими, объединяться с ними в религиозных целях, выражать свои религиозные верования, исповедовать их и публично распространять. Свобода вероисповедания или убеждений должна включать в себя право владеть писаниями и текстами своей избранной религии, проводить религиозные службы в частном порядке и публично и воспитывать своих детей в своей религиозной традиции, не нарушая их право на свободу вероисповедания или убеждений и не препятствуя осуществлению ими этого права по достижении зрелости.
Ответственность за защиту и продвижение прав человека
5. Государства должны эффективно защищать право на свободу вероисповедания для всех граждан, групп граждан, родителей и юных членов общества, гарантируя, что их политика в отношении религиозных меньшинств подчиняется принципам равенства и недопустимости дискриминации как в государственном, так и в частном секторе. Государства не могут присваивать себе ответственность за совесть личности, продвигая, навязывая или ограничивая определённую веру или убеждения, или дискриминируя на основании вероисповедания или убеждений. Государства должны способствовать созданию климата терпимости по отношению к религиозным меньшинствам. Если возникают разногласия между государством и религией, государство должно вступить в открытый диалог с этой религией, используя национальные и международные меры по предотвращению конфликтов для разрешения таких споров.
6. Любые ограничения свободы религии или убеждений могут быть разрешены, только если они а) предписаны законом, б) необходимы для защиты общественной безопасности, порядка, здоровья или морали и в) подразумевают использование минимально ограничивающих средств, необходимых для того, чтобы обеспечить их применение таким образом, который не подрывает индивидуальные и коллективные права на свободу мысли, совести и вероисповедания. Государства не должны злоупотреблять правоохранительными или регулирующими полномочиями, чтобы оправдывать действия, которые прямо или косвенно посягают на религиозные верования или практики. Попытки под видом охраны правопорядка преследовать людей или группы за практику их религии становятся судами «по обвинению в ереси», которые нарушают основополагающие свободы.
7. Расизм, ксенофобия, сексизм, этническое и идеологическое неравенство и все формы религиозной дискриминации представляют собой бедствие для общества и подлежат осуждению.
8. Как описано в Декларации принципов терпимости, выпущенной ЮНЕСКО (Организацией Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры), средства коммуникации обязаны воздерживаться от распространения информации, очерняющей различные меньшинства, включая религиозные меньшинства. Терпимость способствует утверждению плюрализма и прав человека, требуя уважения, принятия и правильного понимания богатого многообразия религий, рас, этнических групп и культур нашего мира. Это не только моральный долг, но также правовая потребность. Государства должны соблюдать строгую нейтральность в религиозных вопросах. Государственные публичные информационные и просветительские кампании по поводу различных меньшинств не должны носить дискриминирующий или порочащий характер или содержать идеологическую или тенденциозную риторику. Точно так же средства коммуникации должны играть конструктивную роль и избегать поощрения ксенофобии, расизма, сексизма, антисемитизма, отчуждения, изоляции, очернения и дискриминации по отношению к религиозным и другим меньшинствам.
9. Государства должны уважать и поощрять плюрализм и разнообразие, ибо без них справедливость невозможна. К людям надо относиться одинаково, независимо от цвета кожи, расы, религии, пола, этнической принадлежности или других отличительных черт.
10. Во многих частях мира имеют место серьёзные случаи нетерпимости и дискриминации в ущерб правам человека и основным свободам. Государства и организации в частном секторе должны применять Всеобщую декларацию прав человека, Декларацию Организации Объединённых Наций 1981 года о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, Международный пакт о гражданских и политических правах, Замечания общего порядка Комитета по правам человека к статье 18, определяющей религию или убеждения и запрещающей дискриминацию в отношении новых вероисповеданий и религиозных меньшинств, а также все другие международные и региональные документы по правам человека, чтобы содействовать формированию культуры терпимости и защиты права на свободу религии и убеждений для всех.
Права детей
11. Права каждого ребёнка должны быть обеспечены и защищены без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, инвалидности, имущественного, сословного или иного положения его самого, его родителей или его законных опекунов.
12. Учебные заведения должны активно и искренне содействовать развитию культуры терпимости к меньшинствам и идеологической терпимости в школах. Они должны обеспечивать, чтобы религиозные, расовые и этнические меньшинства изображались в выгодном свете в учебной литературе посредством создания материалов и курсов, которые отмечают плюрализм и разнообразие.
Отношения между церковью и государством
13. Церковь и государство должны быть разделены. Тем не менее, не навязывая никакие системы убеждений, религиозные институты и государство должны работать вместе, чтобы разрешать главные проблемы, терзающие общество. Религиозные организации имеют право и обязаны участвовать в добрых делах, которые приносят пользу обществу и улучшают его.
14. В этот век межконтинентальных путешествий и мгновенной международной связи многокультурные общества — наша судьба. Разные религиозные, расовые и этнические группы должны научиться уважать друг друга и жить в мире и согласии. Там, где происходит разделение между различными сегментами общества, религиозные организации должны объединиться, чтобы помочь преодолеть барьеры и разрешить конфликт.
Свобода слова и открытое государство
15. Свобода мнения и самовыражения лежат в основе демократии. Каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений и право на свободу слова, которая включает в себя свободу обнаруживать, получать и распространять информацию и идеи любого рода, независимо от границ, устно или любыми средствами по его выбору. Никто не может быть подвергнут никакого рода ограничению, санкции или поставлен в невыгодное положение за самовыражение, мнения или убеждения.
16. Государствам следует придерживаться Йоханнесбургских принципов национальной безопасности, свободы самовыражения и доступа к информации. Государственные учреждения должны быть легко доступными для граждан. Открытое государство — это целебное средство от излишней секретности и защита от коррупции. Соображениями национальной безопасности нельзя злоупотреблять как предлогом к отказу гражданам в возможности доступа и внимательного изучения действий правительства.
17. Закон, справедливость и правосудие подрываются ложной информацией и пропагандой ненависти по отношению к меньшинствам и их членам. Государствам следует стремиться сохранять только точную, нейтральную и необходимую информацию о лицах и организациях. Каждый человек должен иметь разумный доступ к информации о нём, которая сохраняется государством. Если обнаруживается, что информация ложная, каждый должен иметь право убедиться, что она исправлена.
Свобода от негуманного обращения
18. Никто не должен быть казнён. Государствам следует отменить смертную казнь. Один невинный человек, казнённый по ошибке, — это слишком много.
19. Никого ни в коем случае нельзя принуждать к получению электрического шока, психохирургии, к принудительному принятию изменяющих сознание препаратов. Государства должны объявлять подобные злоупотребления вне закона.
Демократия и мир
20. Тоталитарные режимы неприемлемы, поскольку они систематически отрицают права человека и стремятся подавить основные свободы. Межправительственные организации, демократические государства, религиозные и правозащитные организации должны работать с отдельными лицами и организациями в этих странах, чтобы провести кампанию по мирному восстановлению демократических принципов и ценностей в тоталитарных государствах.
21. Война — не решение. В ядерный век мы просто не можем позволить себе вооружённого конфликта для разрешения национальных или международных споров. Надлежащим образом учреждённые и признанные институты, дипломатия и диалог представляют собой гораздо более эффективные средства для разрешения конфликтов, исключая войну, и должны быть основными инструментами Организации Объединённых Наций и международного сообщества, чтобы избегать вооружённого конфликта. Религии должны работать вместе в гармонии, чтобы содействовать развитию диалога, мира и терпимости, тем самым создавая атмосферу доверия и понимания, в которой можно разрешить разногласия, исторически разжигавшие войну и ненависть.
22. Демократия — это лучшая разработанная форма правления. Эта область объявляет тиранию вне закона и ставит правительство на службу группе, а не группу на службу правительству. Граждан следует поощрять к участию в гражданских делах и в процессе управления путём голосования и петиций правительству о проведении реформ и удовлетворении жалоб. Подлинная демократия проявляется в том, каким образом правительство предоставляет полные и равные права меньшинствам.
Провозглашено и выпущено в день
17 сентября 2003 года в ознаменование торжественного открытия Европейского офиса Международной Церкви Саентологии по связям с общественностью и правам человека; Рю де ла Луа, 91, Брюссель.