ВВЕДЕНИЕ

Дж. Гордон Мелтон, директор
Институт
изучения американской религии

Религиозный плюрализм — это замечательный факт религиозной жизни конца XX века. Появившись в XIX веке, религиозный плюрализм достиг своего расцвета в нашем веке как важный компонент всего списка прав и свобод людей. Религиозная свобода — один из лучших показателей того, насколько свободен человек в каждом конкретном обществе.

Развитие религиозного разнообразия было обусловлено тем, что религиозные структуры были отделены от государственного контроля и фаворитизма. С другой стороны, религиозное разнообразие подтолкнуло к появлению нерелигиозных государств, которые в состоянии установить правление закона, будучи той устраняющей разногласия силой, которая позволяет различным религиозным группам сосуществовать друг с другом. В открытом обществе религиозные различия могут предоставить возможности для честного диалога, более уважительного отношения к чьей-либо религиозной жизни и лучшего осознания разнообразности жизни человека, а не служить оправданием жестокости или причиной недопонимания и нерациональной ненависти.

Развитие религиозного плюрализма ускорилось в конце ХХ века с улучшением средств коммуникации и транспортного сообщения. За последний век всё разнообразие христианских религий было привнесено в традиционные религиозные культуры Африки, Азии и Ближнего Востока. После Второй мировой войны массовая миграция населения на Запад привнесла все мыслимые формы восточных религий в Европу и Северную Америку. В то же самое время телефон, телевидение и персональный компьютер переместили мудрость, накопленную в различных культурах (включая духовную составляющую) в дома многих людей по всему миру. На сегодняшний день во всех современных городах — от Лондона до Найроби, от Токио до Рио-де-Жанейро — за исключением нескольких регионов, где навязываются законы, затрудняющие религиозную свободу, есть место для значительных групп последователей мировых религий, являющихся религиозными меньшинствами на данной территории.

Развитие религиозного плюрализма уже само по себе заставило нас задуматься о том, какую социальную роль выполняет религия, в особенности о той её якобы неизбежной цементирующей роли, которая объединяет людей одной страны. Нацию может объединить просто общее стремление к свободе и к лучшей жизни, а не нужда в единой культуре и единой религии. Мы уже видели нации, в которых может иметь место гражданское общество и многоконфессиональное окружение. Мы также видели социальные разногласия, возникающие от того, что правительства пытаются внедрить единую религию среди тех, у кого высокие ожидания личной свободы.

В то же самое время наше отношение к новым религиям, основанное по большей части на опыте старых религиозных сообществ, было вынуждено серьёзно измениться, в особенности когда западные официальные религии столкнулись с сильным упадком доверия и преданности со стороны населения. Всего лишь поколение назад мы рассматривали старые религии как некие хранилища проверенных временем истин, которым суждено оставаться неизменными из поколения в поколение, а новые религии рассматривали лишь как мимолётные явления. Последние расценивались как мелкие, поверхностные личные культы, построенные вокруг харизматичных личностей, обречённые исчезнуть вместе с кончиной их основателей. Однако, поскольку новые религии, такие как Бахаи или Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, не только пережили своих основателей, но и превратились в международные религиозные сообщества, привлекающие к себе миллионы верующих, мы наблюдаем тенденцию к созданию новых религиозных форм как часть естественной социальной жизни всех народов. Люди постоянно создают новые формы религиозности, воскрешая жизнь в забытых структурах, разрабатывая личные варианты духовной жизни и основывая религиозные организации. Многие из этих форм стали признанными местными разновидностями более крупных религиозных сообществ, движениями, дающими новую жизнь прежним течениям, чем-то вроде незаметных личных выражений общественных ритуалов и дополнительными соревнующимися конфессиями и религиозными группами.

В приведённом ниже эссе Брайан Уилсон, признанный специалист в области изучения новых религий, представил ясный и краткий обзор развития толерантного общества и описание природы религиозного разнообразия, возникновение которого непосредственно связано с таким обществом. На Западе рост разнообразия сопровождался переосмыслением безосновательных претензий на уникальность христианской религии (и отказом от них). Этот процесс во многом диктовался всё большим осознанием мировых религий. В Христианстве многовековые религиозные споры породили тысячи религиозных конфессий и почти бесконечное число идей в области теологии, различных организационных форм, церковных укладов, обрядов и нравственных кодексов. Как только мы начинаем сравнивать Христианство с другими религиями, мы вскоре начинаем понимать, что отличия в учениях и в ритуалах внутри самого Христианства почти столь же велики, сколь и отличия между обрядами и идеями Христианства и других религий.

Как справедливо заметил Уилсон и как многократно подтверждено в суде, основная сложность на пути к религиозной толерантности состоит в том, что нам нужно лучше понимать то явление и те сообщества, что мы можем по праву назвать «религией». Мало кто на сегодняшний день может выслать индуистские или буддистские группы во тьму внешнюю. Некоторые из вновь появившихся религий вынуждены были доказывать своё право существовать в качестве религий. Новые нетеистические и ориентированные на человека верования наглядно демонстрируют, что религия может существовать и существует даже без признания какого-либо божества или открытой истины.

В завершение Уилсон открыто объясняет, почему наше игнорирование разнообразия религий, которые, вероятно, уже существуют вокруг нас, само по себе огромный барьер к распространению толерантности и расширению религиозной свободы. Мы склонны приветствовать знакомое и находить причины принизить тех, кто занимается чуждыми нам практиками, тех, чью логику мы не понимаем. Нам проще карикатурно изобразить чужую религиозную жизнь, нежели потратить силы и выявить то, что найдёт отклик и понимание.

Поэтому данное эссе было представлено Институтом изучения американской религии как начальный путеводитель в мире религиозных взглядов, окружающем каждого из нас. В нём содержатся крайне необходимые и не содержащие критику инструменты, с помощью которых мы можем начать понимать природу различных религиозных групп и духовных сообществ, даже таких, которые не были упомянуты и не были выделены для обсуждения автором, будь то давно официально признанная религия или новое современное верование.

Дж. Гордон Мелтон
Институт изучения американской религии
Май 1995 года

Институт изучения американской религии был основан в 1969 году с целью изучения религиозных групп и организаций Северной Америки. В 1990-е годы, когда был достигнут некоторый консенсус по вопросу интеграции наших знаний о новых религиях, сфера деятельности института распространилась на Европу, Африку и Азию. Институт поддерживает Американскую религиозную коллекцию Библиотеки Дэвидсона Калифорнийского университета в Санта-Барбаре и издаёт ряд справочных пособий и монографий, посвящённых различным религиозным группам и явлениям.

I. Права человека и свобода вероисповедания
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ