VII. Внутренняя согласованность веры и практики

Пришлось также осознать, что религии были далеко не всегда внутренне непротиворечивыми. Даже в относительно небольших племенных обществах часто встречаются обряды и мифы значительной сложности, которые зачастую не представляют собой одну последовательную, внутренне интегрированную и согласованную систему. Религия претерпевает изменения, и, по мере того как общество входит в контакт с соседями или переживает вторжения других народов, мифы и ритуалы обретают новые элементы и подробности. Различные обряды и верования могут относиться к различным ситуациям либо иметь различную необходимость (например, для вызова дождя, чтобы обеспечить богатый урожай, плодовитость у животных и женщин, чтобы заручиться защитой; чтобы укрепить союзы; для инициаций разных возрастных групп и т. д.). Все эти действия обращены к сверхъестественным силам (чаще определённым), и они признаются учёными как религиозные. В технологически более развитых обществах своды религиозных верований и обрядов, как правило, более детально сформулированы и демонстрируют большую внутреннюю последовательность и стабильность, но даже в развитых системах сохраняются элементы многообразия. Ни одна теологическая система или совокупность верований, относящихся к сверхъестественному, ни в одной из великих мировых религий не является полностью последовательной. Есть всегда необъяснимые остатки, а иногда и открытые противоречия. В большинстве обществ, если и не во всех, среди широких масс сохраняются наслоения ранних религиозных ориентиров, такие как народные религиозные элементы. Вытесняемые религиозные системы часто оставляют свои следы на системах, которые приходят им на смену. Таким образом, практика приношения жертв и организации священных шествий, характерных для языческих культов в Римской империи, привела к христианским ритуалам, так же как различные ранние ближневосточные мифы имеют свой отголосок в христианском учении. В римские времена языческие божества были слегка изменены и стали восприниматься как христианские святые, а не так давно аналогичный процесс произошёл в Латинской Америке. Помимо этих посторонних элементов, оставшихся от народной религии, священные писания всех основных религий обнаруживают внутренние противоречия и несоответствия. Природа религии такова, что часто возникает двусмысленность: религиозный язык не претендует на звание научного, порой он стремится быть поэтичным, вызывающим воспоминания, иногда эмоциональным, а не сугубо когнитивным. Такой язык часто может быть двояко интерпретирован, воспринят буквально, аллегорически, образно или символически, таким образом, вызывая различный отклик. Эти и другие источники вызывают разногласия среди специалистов в области религии, которые избирают различные и временами непримиримые схемы и принципы толкования спорных мест, что даёт начало различным традициям даже в пределах того, что широко признано ортодоксальностью. Эти разногласия впоследствии превращаются в источник религиозного многообразия: другая религия возникает из обдуманного несогласия.

VIII. Распространённость несогласия
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ