XXI. Разнообразие и эволюция религии

Развитие религий способствует в какой-то мере разнообразию внутри ортодоксальной традиции. Такая эволюция наглядно проявляется в иудео-христианских писаниях, и без признания этого процесса трудно совместить мстительное племенное божество в записях Ветхого Завета древних израильтян с гораздо более духовной и вселенской сущностью в трудах более поздних пророков и в Новом Завете. Попытки сделать совместимыми эти расходящиеся описания божества породили споры внутри и между церквями и движениями, а также среди богословов. Основные положения христианских богословов неуклонно меняются в течение многих столетий, но речь не идёт ни о каком консенсусе между ними, в то время как среди христиан-мирян можно обнаружить куда более широкие и разнообразные мнения относительно всех основ веры. Некоторые из этих мнений были более широко приняты в прошлые века, и то, что они сохраняются среди рядовых прихожан, делает очевидной требование признать такое явление, как эволюция религии, если есть необходимость понять разнообразие в пределах одной ортодоксальной традиции. Чтобы не быть голословными, скажем, что наиболее либеральные, величающие себя «просвещёнными» христиане, сегодня уже не верят ни в ад, ни в дьявола, но в то же время есть многие христиане, которые всё ещё верят в них, и это не только те, кого принято называть «фундаменталистами». Или, например, в восемнадцатом и девятнадцатом веках большинство христиан открыто признавали, что верят в буквальное воскрешение тела, но сегодня только меньшинство ортодоксальных верующих готовы поддержать этот элемент веры. И вот ещё: христиане в течение многих столетий спорили о предсказанном времени начала тысячелетнего царства Христа: будет ли оно предшествовать второму пришествию или последует ему, в то время как многие, по всей видимости, уже оставили эту идею вообще.

XXII. Мнения теологов и религиозные верования
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ