XIXa. Различие между религиями: современный пример

Многообразие концепций божественности, поклонения, спасения и других религиозных тем становится ещё более очевидным, когда выходит за рамки основных древних религиозных традиций и касается современных. Новые религиозные движения не только многочисленны, но и весьма разнообразны. Некоторые берут начало в христианских традициях; иные из них имеют восточные корни; другие стремятся реанимировать мистические традиции; а некоторые включают в себя метафизику спиритического учения «Новый век». В качестве примера — просто чтобы подчеркнуть диапазон выражений религиозности — мы можем рассмотреть одну конкретную новую религию, которая отличается от всех других, — Саентологию. В некоторых аспектах Саентология напоминает Буддизм, Джайнизм и традицию Санкхьи в Индуизме, но базовым элементом, на котором покоится её учение о спасении, являются практичные и систематично применяемые терапевтические методы. Она предлагает своим приверженцам ступенчатый путь духовного просветления. Она утверждает, что в состоянии освободить своих приверженцев от бремени неблагоприятных последствий прошлых травм, независимо от того, когда они были пережиты — в данной жизни или в прошлых. Она свободна от догм, и в тоже время в абстрактных терминах, таких как «восьмая динамика», Саентология признаёт высшее существо, но даже не пытается описать его атрибуты. Это существо не является объектом молитвы или набожности. Человек считается духовным существом, тэтаном, который занимает материальные человеческие тела в следующих одна за другой жизнях. Несмотря на то, что тэтан не часть физической вселенной, он тесно сплетён с ней и в процессе своего существования получает реактивный ум, который реагирует иррационально и эмоционально по отношению ко всему, что напоминает болезненные и травмирующие переживания. Спасение — это процесс, с помощью которого реактивный ум уменьшается и в конце концов устраняется, что позволяет человеку жить, используя весь свой потенциал. Таким образом, в то время как в буддийском кармическом порядке вещей забытые прошлые дела безоговорочно определяют нынешний жизненный опыт, методы Саентологии существуют для того, чтобы помочь человеку вспомнить неблагоприятные события прошлого, посмотреть им в лицо и преодолеть их губительные последствия. Конечная цель тэтана заключается в том, чтобы существовать вне физической сферы и тела — условие, которое аналогично христианской концепции сохранения души, хотя и достигается за счёт совершенно иных процедур и выражается в совершенно иных словах.

В некоторых аспектах Саентология напоминает Буддизм, Джайнизм и традицию Санкхьи в Индуизме, но базовым элементом, на котором покоится её учение о спасении, являются практичные и систематично применяемые терапевтические методы. Она предлагает своим приверженцам ступенчатый путь духовного просветления.

Саентология коренным образом отличается от христианских и буддийских подходов к спасению: она заявляет, что стандартизировала и рационализировала методы, ведущие к спасению. Она применяет современные технические методы для достижения духовных целей в попытке ввести определённость и прагматически оправданную систему в духовные упражнения. Возникнув в тот период, когда светское общество всё более доминирует над наукой, Саентология также привержена идее, что человек должен мыслить рационально и контролировать свои тревожные эмоции для достижения духовного просветления и спасения. Она представляет собой важное направление в современном многообразии религиозного выражения в нашей плюралистической религиозной культуре.

XX. Разнообразие в религиозных традициях
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ