В статье, опубликованной в 1995 году, профессор Брайан Рональд Уилсон исследует вопросы методологии, которые возникают в связи с необходимостью дать определение религии и в особенности осложняются тем, что новые религии (такие как Саентология) появляются в современную эпоху, чтобы удовлетворить духовные потребности современного человека. Это означает, что новые религии могут иметь теологию и практики, отличающиеся от тех, которые предлагают традиционные религии или другие обычные формы проявления религиозности. Однако это не означает, что они в какой-либо мере являются менее подлинными формами религии. Напротив, новые религии заслуживают той же терпимости, того же уважения и той же защиты, которые предоставлены другим формам выражения религиозных чувств национальными и международными законами. Доктор Уилсон рассматривает Саентологию как пример «мироутверждающей» новой религии, поскольку она имеет «в целом позитивную ориентацию на мир», а также выполняет «миссию по продвижению социальных реформ, особенно в таких областях жизни, как образование, ведение здорового образа жизни и в области религиозной свободы». «Саентология, — пишет он, — коренным образом отличается от христианских и буддийских подходов к спасению: она заявляет, что стандартизировала и рационализировала методы, ведущие к спасению. Она применяет современные технические методы для достижения духовных целей в попытке ввести определённость и прагматически оправданную систему в духовные упражнения. Возникнув в тот период, когда светское общество всё более доминирует над наукой, Саентология также привержена идее, что человек должен мыслить рационально и контролировать свои тревожные эмоции для достижения духовного просветления и спасения. Она представляет собой важное направление в современном многообразии религиозного выражения в нашей плюралистической религиозной культуре». Доктор Уилсон в заключение утверждает, что «если мы собираемся сохранить основные человеческие права на свободу вероисповедания, то становится необходимым отказаться от старых узких стереотипов в отношении того, какой должна быть религия». Церковь Саентологии признаёт, и поэтому поддерживает и продвигает «Всеобщую декларацию прав человека ООН», чтобы сделать реальностью соблюдение прав человека. Статья 18 этой декларации гласит: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов».
Доктор философии Брайан Рональд Уилсон (1926-2004) был почётным лектором по социологии в Оксфордском университете. С 1963 по 1993 год он также был членом Колледжа Всех Душ, а в 1993 году был избран его почётным членом. В течение более чем пятидесяти лет он проводил исследования малочисленных религиозных движений в Британии, Соединённых Штатах, Гане, Кении, Бельгии, Японии и в других странах. Доктор Уилсон получил докторскую степень по социологии в Лондонской школе экономики в 1955 году. Он был автором десятков статей, а также написал или отредактировал десятки книг, в том числе: Sects and Society: The Sociology of Three Religious Groups in Britain (1961); Patterns of Sectarianism (редактор, 1967); Religious Sects (1970, также опубликовано на французском, немецком, испанском, шведском и японском); Magic and the Millennium (1973); Contemporary Transformations of Religion (1976, также опубликовано на итальянском и японском); The Social Impact of the New Religious Movements (редактор, 1981); Religion in Sociological Perspective (1982); The Social Dimensions of Sectarianism (1990) и A Time to Chant: the Soka Gakkai Buddhists in Britain (1994). В 1984 году Оксфордский университет высоко оценил одну из его опубликованных работ и присудил ему степень доктора литературы. В 1992 году Католический университет Лувена в Бельгии присвоил ему степень почётного доктора. В 1994 году Брайан Рональд Уилсон был избран членом Британской академии.
Саентология, общественные науки и определение религии
Джеймс А. Бекфорд, профессор социологии, Уорикский университет, Англия
Перемены в обществе и новые религиозные течения
Брайан Р. Уилсон,
почётный профессор социологии, Оксфордский университет
Церковь Саентологии
Юха Пентикяйнен и Марья Пентикяйнен, Хельсинкский университет, Финляндия
Взаимоотношения между Саентологией и другими религиями
Фумио Савада, Восьмой хранитель тайн Ю-итсу Синто — старейшей религии Японии; президент центра Ахлул-Байт
Религиозная природа Саентологии
Джеффри Парриндер, методистский священник, профессор сравнительного религиоведения, Лондонский университет
Религиозная философия, религия и церковь
Г. К. Остхёйзен, профессор религиоведения, Университет Дурбан-Уэствилл, Натал, Южная Африка
Саентология: новая религия
М. Дэррол Брайент, факультет религиоведения, Колледж Ренисон, Университет Ватерлоо, Онтарио, Канада
Отступники и новые религиозные движения
Брайан Р. Уилсон,
почётный профессор социологии, Оксфордский университет
Саентология: анализ и сравнение её религиозных систем и доктрин
Брайан Р. Уилсон,
почётный профессор социологии, Оксфордский университет
Достоверность показаний вероотступников касательно новых религиозных движений
Лонни Д. Кливер, доктор философии, профессор религиоведения
Морская организация и её роль в рамках Церкви Саентологии
Фрэнк К. Флинн, доктор философии, адъюнкт-профессор религиозных исследований
Краткий анализ религиозной природы Саентологии
Дж. Гордон Мелтон, Бэйлорский университет, Сэмюэль Хилл, Гэри Баума, Ирвинг Хексхам
Приходские службы Церкви Саентологии
Брайан Р. Уилсон,
почётный профессор социологии, Оксфордский университет
Является ли Саентология религией?
Алан В. Блэк, адъюнкт-профессор социологии, Университет Нью-Ингленд, Армидейл, Новый Южный Уэльс, Австралия
Является ли Саентология религией?
Дин М. Келли, Национальный совет Церквей
Религиозная терпимость и религиозное многообразие
Брайан Р. Уилсон,
почётный профессор социологии, Оксфордский университет
Саентология: религия в Южной Африке
Дэвид Чидестер, профессор сравнительного религиоведения, Университет Кейптауна, Южная Африка
Саентология: истинная религия
Урбано Алонсо Галан, профессор философии и теологии, Григорианский университет, Рим
Саентология: путь духовной самоидентификации
Михаил Сиверцев, Московская академия наук
Саентология: религиозная община
Лонни Д. Кливер, Южный методистский университет
Саентология и современные определения религии в общественных науках
Алехандро Фригерио, профессор социологии, Аргентинский католический университет, Буэнос-Айрес
Саентология и Ислам: сравнительное исследование
Фумио Савада, Восьмой хранитель тайн Ю-итсу Синто — старейшей религии Японии; президент центра Ахлул-Байт
Саентология и религия
Кристиан Вонк, факультет сравнительного религиоведения, Антверпен, Бельгия
Саентология: сравнение с религиями Востока и Запада
Пер-Арне Бергли, профессор истории религии, Университет Стокгольма
Саентология: её космология, антропология, система этики и методологии
Реджис Дерикбург, профессор социологии религии, Университет Лилль 3, Франция
Саентология: её историко-морфологический характер
Дарио Саббатуччи, профессор истории религий, Римский университет
Саентология: её истинная природа
Харри Хейно, профессор теологии, Университет Тампере, Финляндия
Саентология: признаки религии
Фрэнк К. Флинн, адъюнкт-профессор религиоведения, Университет Вашингтона