XXIII. Религия и социальные изменения

Учитывая возрастающее требование изменений в современном обществе, было бы удивительно, если бы какие-либо основные социальные институты не затронули последствия этого процесса. Хотя религия имеет твёрдые позиции в сфере добровольной социальной деятельности, она определённо отреагировала на этот процесс, что проявилось во всё более разнообразных её формах и в изменении рода её занятий. По мере того как население западного мира становится всё более образованным, современные религии всё менее склонны выделять конкретные аспекты буквальных исторических эпизодов религиозной истории и если они вообще их упоминают, то описывают как поэтические или символические метафоры. Даже в традиционных направлениях Христианства всё меньший упор делается на доктринах, касающихся Бога, создания, греха, вочеловечения, спасения или проклятия, а всё больший упор делается на разнообразных проблемах и нуждах. С практической точки зрения эти вопросы, особенно в основных деноминациях Христианства, связаны с пасторскими услугами, которые начали развиваться с середины девятнадцатого века и сегодня проявляются в многочисленных новых формах услуг, предоставляемых специализированным пасторским духовенством. Священники на предприятиях (включая позднее запрещённое церковью движение священников-рабочих), работа в больницах и тюрьмах, специальные виды консультационных услуг супругам, христианская терапия и целительство, реабилитация нарко- и алкогольной зависимости, помощь с сексуальными проблемами и отношением к работе — всё это повседневные показатели наличия разнообразных практических проблем, которые стимулируют современные религиозные и духовные устремления. В плане теории к ним добавляется возобновление поддержки этики личной ответственности, озабоченность социальной справедливостью, поиск самореализации и лучших возможностей и применение религии в качестве источника положительного мышления.

Подобная новая ориентация нашла выражение как в ортодоксальных, так и в несогласных с ними христианских направлениях, но, кроме того, в западном обществе произошло кое-что ещё: в нём распространились не только некоторые из основных религий Востока, которые изначально были привнесены главным образом иммигрантами, но и движения, производные от этих религий; и некоторые из этих движений были специально приспособлены по форме и выражению к тому, чтобы взывать к западной аудитории. В дополнение к ним существуют движения, которые предположительно основываются на древнем язычестве; есть также и те, кто использует в качестве источника своего вдохновения эклектический набор мистических традиций. Другие движения пытаются оживить и распространить практику оккультных искусств. Ко всему этому разнообразию необходимо добавить новые религии, которые в некоторой степени разделяют научную ориентацию современного общества и используют свой научный подход для целей, которые можно описать исключительно как духовные. На заднем фоне существуют ещё и более традиционные христианские секты, некоторые из которых в своё время вызывали озабоченность у ортодоксальных христиан и иногда — враждебность у властей, но к которым сегодня в силу необходимости относятся всё более и более терпимо и которые признаются как часть современной религиозной мозаики общества. То, что они уже не вызывают столь живого внимания и сильного беспокойства, отражает тот факт, что в контексте религиозного разнообразия сегодняшнего дня они более не кажутся столь странными или столь отклоняющимися от традиций, как ранее.

XXIV. Традиционные секты
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ