XVI. Разнообразие религий: джайны

Не менее радикальный вызов узким западным представлениям о том, что составляет религию, бросает джайнизм, признанная религия Индии и одна из тех, которые обычно включают в список (обычно одиннадцати) великих религий. Сэр Чарльз Элиот писал о нём: «Джайнизм носит атеистический характер, и этот атеизм, как правило, не обсуждается и не оспаривается, а принимается как естественная религиозная позиция». Джайны, однако, не отрицают существования дэвовв (божеств), но считается, что эти существа, как и люди, подлежат законам трансмиграции и разрушения и не определяют судьбу человека. Джайны верят, что души индивидуальны и бессмертны. Они не являются частью всемирной души. Души и материя не создаются и не разрушаются. Спасения можно достичь освобождением души от посторонних (кармических) элементов, которые тянут душу вниз. Эти элементы попадают в душу, когда человек действует на основании эмоций. Подобные действия приводят к тому, что при повторном рождении человек рождается животным или неодушевлённым веществом; достойные поступки приводят к рождению в виде божества — дэва. Гнев, гордость, обман (ложь) и жадность — главные препятствия к освобождению души, но человек, поддаваясь или сопротивляясь им, — хозяин своей судьбы. Подавляя себя и не нанося вреда никому, даже вредным насекомым, и ведя аскетическую жизнь, он может достичь рождения в качестве дэва. Правила морали для благочестивого верующего — быть бескорыстно добрым; радоваться благополучию других; стараться помочь другим, когда те страдают и расстраиваются; проявлять сострадание к преступникам. Подавление и смирение себя приводят к уничтожению уже накопленной кармы. Джайнизм исповедует аскетическую этику, но этот аскетизм отличается от аскетизма в христианской традиции, будучи одновременно более пассивным и более фаталистическим.

XVII. Разнообразие религий: Индуизм
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ