XII. Религии как исторические явления

Приведённый выше список сформулирован в относительно обобщённых, абстрактных терминах, но реальные религии представляют собой исторические явления, а не логически построенные системы. Они охватывают совершенно различные принципы организации, кодексы поведения и системы веры, сложившиеся в различные исторические эпохи, каждая из которых — в рамках одной и той же широкой религиозной традиции — характеризовалась особыми и подчас исключающими друг друга представлениями о религиозности. В рамках одной религии отличающиеся друг от друга доктрины или толкования ритуальных практик часто признаются одновременно приверженцами с различным уровнем посвящённости. Одни и те же элементы веры или поклонения одними могут рассматриваться как символические, а другими — как могущественные, при этом обе точки зрения примиряются в религиозных системах, в которых происходила не столько замена одной противоречивой идеи другой, сколько историческое наслоение идей и толкований. С течением времени может произойти единение расходящихся путей поклонения и постижения веры, но случится ли это, будет зависеть, вероятно, от авторитета и эффективности руководства, а также от модели организации. Такое разнообразие внутри конкретной религиозной традиции усугубляет более широкую картину различий между основными религиозными традициями и их бесчисленными вариантами, которые появились с течением времени. При составлении приведённого выше списка делалась попытка применить достаточно широкие критерии, чтобы учесть последствия развития религии, используя более точные, конкретные, даже квазимагические элементы, которые продолжают существовать на определённых уровнях даже внутри религиозных систем, которые выражали и обосновывали свои верования и деятельность при помощи сложных, абстрактных понятий. Некоторые религии, развившиеся совсем недавно, возможно, в большой мере или даже полностью избежали влияния примитивных представлений, продолжающих существовать внутри других религий, и могут вследствие этого не соответствовать тому или иному критерию списка (который неизбежно включает в себя свойства, встречающиеся преимущественно в древних религиозных системах и не всегда сохраняющиеся в ходе их развития). Таким образом, исторический и эволюционный характер религиозной мысли и практики предполагает, что лишь немногие (если такие вообще есть) религии обладают в равной степени всеми признаками из списка, который призван охватить всё разнообразие такого явления, как религия.

XIII. Разнообразие и обобщённое описание
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ