В этой статье 1995 года профессор Лонни Д. Кливер приводит краткий обзор истории вероотступничества в различных религиозных традициях, а затем рассматривает вопрос о том, что вероотступники (бывшие члены) новых религиозных движений не являются достоверными источниками информации. «В преддверии последующего подробного анализа могу сказать, — отмечает профессор Лонни Д. Кливер, — что моё обучение по специальности и научные исследования убедили меня в том, что СМИ, научное сообщество, представители судебной системы и государственные органы не должны безусловно доверять показаниям вероотступников о новых религиозных движениях. Вероотступника всегда нужно рассматривать как лицо, предрасположенное к предвзятому описанию религиозных верований и ритуалов, связанных с его прежними религиозными сообществами и деятельностью». Кроме того, он отмечает, что подавляющее большинство тех, кто уходит из нетрадиционных религий, не выдвигают публичных обвинений по отношению к своим прежним религиозным сообществам, и даже воспринимают свой опыт как в некоторой степени положительный. В заключение автор добавляет, что «их уход обычно не вызывает резонанса, поскольку большинство из них положительно относятся к своему опыту пребывания в религиозной общине и считают его ещё одним шагом на своём духовном пути». Также он пишет, что «лишь очень небольшое число вероотступников одержимо стремлением дискредитировать, если не уничтожить те религиозные сообщества, которым они однажды выказали преданность... Нельзя отрицать, что эти одержимые, ярые противники новых религий рисуют их искажённую картину для общественности, учёных и судов в силу того, что готовы и жаждут давать показания против своих бывших религиозных сообществ и деятельности. Такие вероотступники всегда действуют по сценарию, в котором представляют себя невиновными и перекладывают ответственность за свои действия на религиозную группу. На самом же деле те различные сценарии о якобы имевшем место промывании мозгов, к которым так часто прибегают те, кто выступают против новых религиозных движений, уже неопровержимо разоблачены социологами и религиоведами как не более чем сознательные усилия дискредитировать верования и ритуалы нетрадиционных религий в глазах государственных органов и общественности… Итак, по всей видимости, показания вероотступников новых религий не соответствуют стандартам объективности, профессиональной компетентности и информированного понимания, которым обязаны соответствовать свидетели-эксперты».
Доктор философии Лонни Д. Кливер (1932–2004) работал профессором религиоведения, выполняя функции декана факультета в Южном методистском университете в Далласе, штат Техас. Он получил степень бакалавра гуманитарных наук (с отличием) по специальности «психология» в Университете Хардин-Симмонс (1955), степень магистра богословия (с отличием) в Объединённой богословской семинарии Нью-Йорка (1959) и степень доктора философии по религиоведению и философии в Университете Дьюка (1963). Доктор Кливер также входил в профессорско-преподавательский состав факультета философии Университета Техаса в Эль-Пасо (1962–1965), факультета религии в Университете Тринити в Сан-Антонио (1965–1969) и факультета религиоведения в Университете Виндзора, Онтарио, Канада (1969–1975). Он автор десятков статей и многочисленных книг по философии и религиоведению, включая Radical Christianity: The New Theologies in Perspective (1968); Shattered Spectrum: A Survey of Contemporary Theology (1981); The Terrible Meek: Religion and Revolution in Cross Cultural Perspective (1987); Dax’s Case: Essays in Medical Ethics and Human Meaning (1989); и H. Richard Niebuhr (1991). Доктор Кливер длительное время являлся членом Американской ассоциации профессоров университетов, Американской академии религии, Ассоциации по научным исследованиям религии, Американского теологического общества, Канадского общества по изучению религии, Канадского теологического общества, а также Совета по изучению религии.
Саентология, общественные науки и определение религии
Джеймс А. Бекфорд, профессор социологии, Уорикский университет, Англия
Перемены в обществе и новые религиозные течения
Брайан Р. Уилсон,
почётный профессор социологии, Оксфордский университет
Церковь Саентологии
Юха Пентикяйнен и Марья Пентикяйнен, Хельсинкский университет, Финляндия
Взаимоотношения между Саентологией и другими религиями
Фумио Савада, Восьмой хранитель тайн Ю-итсу Синто — старейшей религии Японии; президент центра Ахлул-Байт
Религиозная природа Саентологии
Джеффри Парриндер, методистский священник, профессор сравнительного религиоведения, Лондонский университет
Религиозная философия, религия и церковь
Г. К. Остхёйзен, профессор религиоведения, Университет Дурбан-Уэствилл, Натал, Южная Африка
Саентология: новая религия
М. Дэррол Брайент, факультет религиоведения, Колледж Ренисон, Университет Ватерлоо, Онтарио, Канада
Отступники и новые религиозные движения
Брайан Р. Уилсон,
почётный профессор социологии, Оксфордский университет
Саентология: анализ и сравнение её религиозных систем и доктрин
Брайан Р. Уилсон,
почётный профессор социологии, Оксфордский университет
Достоверность показаний вероотступников касательно новых религиозных движений
Лонни Д. Кливер, доктор философии, профессор религиоведения
Морская организация и её роль в рамках Церкви Саентологии
Фрэнк К. Флинн, доктор философии, адъюнкт-профессор религиозных исследований
Краткий анализ религиозной природы Саентологии
Дж. Гордон Мелтон, Бэйлорский университет, Сэмюэль Хилл, Гэри Баума, Ирвинг Хексхам
Приходские службы Церкви Саентологии
Брайан Р. Уилсон,
почётный профессор социологии, Оксфордский университет
Является ли Саентология религией?
Алан В. Блэк, адъюнкт-профессор социологии, Университет Нью-Ингленд, Армидейл, Новый Южный Уэльс, Австралия
Является ли Саентология религией?
Дин М. Келли, Национальный совет Церквей
Религиозная терпимость и религиозное многообразие
Брайан Р. Уилсон,
почётный профессор социологии, Оксфордский университет
Саентология: религия в Южной Африке
Дэвид Чидестер, профессор сравнительного религиоведения, Университет Кейптауна, Южная Африка
Саентология: истинная религия
Урбано Алонсо Галан, профессор философии и теологии, Григорианский университет, Рим
Саентология: путь духовной самоидентификации
Михаил Сиверцев, Московская академия наук
Саентология: религиозная община
Лонни Д. Кливер, Южный методистский университет
Саентология и современные определения религии в общественных науках
Алехандро Фригерио, профессор социологии, Аргентинский католический университет, Буэнос-Айрес
Саентология и Ислам: сравнительное исследование
Фумио Савада, Восьмой хранитель тайн Ю-итсу Синто — старейшей религии Японии; президент центра Ахлул-Байт
Саентология и религия
Кристиан Вонк, факультет сравнительного религиоведения, Антверпен, Бельгия
Саентология: сравнение с религиями Востока и Запада
Пер-Арне Бергли, профессор истории религии, Университет Стокгольма
Саентология: её космология, антропология, система этики и методологии
Реджис Дерикбург, профессор социологии религии, Университет Лилль 3, Франция
Саентология: её историко-морфологический характер
Дарио Саббатуччи, профессор истории религий, Римский университет
Саентология: её истинная природа
Харри Хейно, профессор теологии, Университет Тампере, Финляндия
Саентология: признаки религии
Фрэнк К. Флинн, адъюнкт-профессор религиоведения, Университет Вашингтона