II.
ЗАДАНИЕ

Церковью Саентологии передо мной была поставлена задача вынести экспертное заключение по двум общим вопросам: 1) частота вероотступничества в новых религиозных движениях и 2) достоверность сообщений вероотступников о верованиях и ритуалах их прежней религии. Эти два вопроса чрезвычайно важны для должного понимания новых религиозных движений, поскольку в сообщениях скандального характера в СМИ и даже в научных исследованиях нетрадиционных религиозных движений таких вероотступников часто выставляют достоверными источниками информации о верованиях и ритуалах их прежней религии. Более того, отдельные вероотступники подавали претензии о возмещении ущерба к своим прежним религиозным сообществам и различным образом обвиняли их в обмане и мошенничестве либо в применении физического или психологического принуждения. Вероотступники, которые подают судебные иски, в дальнейшем часто выступают в качестве свидетелей-экспертов по другим делам, возбуждаемым против новых религий либо государственными органами, либо враждебно настроенными лицами иных взглядов.

В прошлом вероотступников решительно осуждали за то, что они отрекались от своей веры.

Поскольку СМИ уделяют повышенное внимание вероотступникам новых религиозных движений и случаям их обращения в суды с требованиями о компенсации ущерба, якобы нанесённого им их бывшими религиозными сообществами, общественное мнение о современных вероотступниках и отношение к ним существенно меняется. В прошлом вероотступников решительно осуждали за то, что они отрекались от своей веры. Наказания, которые налагала на вероотступника покинутая им религиозная группа, часто подкреплялись и государственной властью. В наше же время скорее сам вероотступник предпримет карательные действия против своей бывшей религиозной группы, а иногда и при поддержке закона. Вероотступников новых религиозных движений часто воспринимают в роли жертв, а не изменников, ввиду крайне отрицательного характера той информации, которую они предоставляют о своём религиозном прошлом. Однако вопрос о том, достоверно ли эти вероотступники отражают в своих сообщениях свои прежние религиозные сообщества и деятельность, остаётся открытым.

Церковь Саентологии проявляет особый интерес к вопросу о достоверности показаний вероотступников по той причине, что на основании таких показаний она подвергалась нападкам в «разоблачительных» сюжетах СМИ и в гражданских судах. В преддверии последующего подробного анализа могу сказать, что моё обучение по специальности и научные исследования убедили меня в том, что СМИ, научное сообщество, представители судебной системы и государственные органы не должны безусловно доверять показаниям вероотступников о новых религиозных движениях. Вероотступника всегда нужно рассматривать как лицо, предрасположенное к предвзятому описанию религиозных верований и ритуалов, связанных с его прежними религиозными сообществами и деятельностью.

III. Вероотступничество в прошлом
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ