V.
ВЫВОДЫ

Из приведённого выше анализа видно, что, хотя у новых религиозных движений есть свои вероотступники, подавляющее большинство тех, кто уходит из нетрадиционных религий, не питают долгой враждебности по отношению к своим прежним религиозным сообществам и деятельности. В то время как такие вероотступники открыто рассказывают о разочаровании в связи со своими религиозными потребностями и надеждами, они также воспринимают свой опыт в некоторой степени положительным и ценным. С другой стороны, лишь очень небольшое число вероотступников одержимо стремлением дискредитировать, если не уничтожить те религиозные сообщества, которым они однажды выказали преданность. В большинстве случаев такие вероотступники либо были насильно отделены от своего религиозного сообщества усилиями их родственников и антикультистских организаций, либо вскоре после своего добровольного отречения от нового религиозного движения попали под влияние таких организаций и их литературы.

Нельзя отрицать, что эти одержимые, ярые противники новых религий рисуют их искажённую картину для общественности, учёных и судов в силу того, что готовы и жаждут давать показания против своих бывших религиозных сообществ и деятельности. Такие вероотступники всегда действуют по сценарию, в котором представляют себя невиновными и перекладывают ответственность за свои действия на религиозную группу. На самом же деле те различные сценарии о якобы имевшем место промывании мозгов, к которым так часто прибегают те, кто выступают против новых религиозных движений, уже неопровержимо разоблачены социологами и религиоведами как не более чем сознательные усилия дискредитировать верования и ритуалы нетрадиционных религий в глазах государственных органов и общественности. Добросовестные журналисты, учёные и правоведы едва ли могут найти в таких вероотступниках достоверные источники информации. Даже к рассказам добровольных вероотступников, не питающих злобы к своим прежним религиозным объединениям, необходимо относиться настороженно, ибо такие люди рассматривают свой опыт пребывания в них через призму их сегодняшних попыток заново определиться со своей позицией и вернуть себе самоуважение.

Итак, по всей видимости, показания вероотступников новых религий не соответствуют стандартам объективности, профессиональной компетентности и информированного понимания, которым обязаны соответствовать свидетели-эксперты.

Лонни Д. Кливер
Даллас, Техас
24 января 1995 года

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ