IX.I. Оценки учёных в отношении того, что представляет собой религия
Представление учёных о том, что такое религия, прежде всего основано на наблюдении за поведением людей: наблюдаемые явления обеспечивают эмпирические свидетельства для выделения признаков религии в том виде, как она практикуется. Развитие академических дисциплин, которые рассматривают религии объективно и беспристрастно, придерживаясь этического нейтралитета, а также уменьшение влияния нормативного подхода (который типичен для теологии) приводят к появлению новых основ для оценки того, что является религией.
IX.II. Религиозный статус Саентологии
в оценках ученых
Учёные-социологи, которые занимаются объективным исследованием религиозных движений, как правило, признают Саентологию религией. Эссе о Саентологии содержится в книге «Религиозные движения современной Америки» под редакцией Ирвинга И.Зарецки и Марка П.Леоне, (Irving I. Zaretsky and Mark P. Leone, Religious Movements in Contemporary America, Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall, 1973), в которой Саентология безусловно определяется как религия. В работе под редакцией британского социолога Эйлин Баркер «Боги и люди: новые религиозные движения Запада» (Eileen Barker, Of Gods and Men: New Religious Movements in the West, Macon, Georgia: Mercer University Press, 1983) Саентология без проблем признаётся религией в трёх статьях из четырёх, которые уделили внимание данному движению. В четвёртой статье («Темпы изменения количества последователей новых религий и парарелигиозных движений» Фредерика Бёрда и Уильяма Реймера из университета Конкордиа, Монреаль [Participation Rates in New Religious and Para-religious Movements by Frederick Bird and William Reimer]), Саентология названа зарождающимся новым терапевтическим движением, и подразумевается, что она является парарелигиозным движением. Однако авторы говорят, что Саентология и некоторые другие группы были включены в обзор потому, что «их символы и ритуалы с поразительной последовательностью направлены на то, чтобы возродить священное могущество, присущее каждому человеку...»
В моей небольшой работе, посвящённой изучению религиозных движений (Брайан Уилсон, «Религиозные секты» [Bryan Wilson Religious Sects, London: Weidenfeld; and New York, MacGraw Hill, 1970]), представлена классификация религиозных движений различных типов. Саентология была включена в эту классификацию, поскольку я без всяких сомнений считал (и по-прежнему считаю) Саентологию религией. В этой работе Саентология была отнесена к тому же социологическому типу, что и Христианская наука, Теософия, «Эфирийское Общество» и разнообразные движения «Новое мышление» (например, «Церковь религиозной науки», «Единая школа Христианства» и «Божественная наука»).
В 1990 году я опубликовал книгу «Социальные аспекты религиозного сектантства» (The Social Dimensions of Sectarianism, Oxford: Clarendon Press), в которой собраны работы, посвящённые различным сектам и новым религиозным движениям. Один из разделов этой книги под названием «Саентология: секулярная религия» полностью посвящён вопросу, можно ли считать Саентологию религией. Этот раздел приводит к заключению, что Саентология действительно должна быть признана религией, которая вобрала в себя концепты и наставления, соответствующие современному обществу, светскому и рациональному.
Более поздние социологические исследования пришли к тому же выводу. Доктор Питер Кларк, директор центра по изучению новых религий Королевского колледжа (Лондон), провёл оценку масштабов и темпов роста новых религиозных движений в Европе, и в своей книге «Новые Евангелисты» (Dr. Peter Clarke, The New Evangelists, London: Ethnographica, 1987) он без колебаний рассматривает Саентологию как религию. В своей книге «Противоречия культов: социальный отклик на новые религиозные движения» (James A. Beckford, Cult Controversies: Societal Responses to the New Religious Movements, London: Tavistock, 1985) употребляет термин «секта» (в качестве уступки предубеждениям широкой публики), Джеймс А. Бекфорд, профессор социологии Уорикского университета, но он использует это слово только после того, как устраняет любые уничижительные подтексты, связанные с его использованием. Более важным, однако, является то, что он без каких-либо условий подтверждает, что Саентология является религией. Он пишет
IX.III. Является ли Саентология религией? Профессор Флинн
В сборнике научных работ под редакцией социолога и члена Общества Иисуса профессора Джозефа Х. Фитчера из университета Лойола в Новом Орлеане, «Альтернативы основным американским Церквям» (Joseph H. Fichter, Alternatives to American Mainline Churches, New York: Rose of Sharon Press, 1983 год), Фрэнк К. Флинн, внештатный профессор религиоведения Вашингтонского университета, Сент-Луис, штат Миссури, очень подробно рассматривает вопрос о религиозном статусе Саентологии. Сперва он рассматривает религиозный статус Дианетики:
«Многие заявляют, что Саентология — это психотерапия, которая выдаёт себя за религию. Суть вопроса, однако, в том, возможно ли отличить терапию от религии или даже от философии, опираясь на единое и чёткое правило. Слово therapeuo („исцелять, излечить, восстановить“) часто встречается в Новом Завете и обозначает как духовные, так и физические излечения, которые сотворял Иисус из Назарета...
В то время как Дианетика имела некоторые религиозные и духовные тенденции, тем не менее она не была религией в полном смысле этого слова... Дианетика не обещала, что при её применении люди будут получать то, что можно было бы назвать „трансцендентальным“ вознаграждением. Она, однако, обещала „больше, чем обычное“ вознаграждение... Во-вторых, на дианетической стадии движения инграммы начали прослеживаться до самых ранних стадий развития зародыша... В-третьих, в Дианетике рассматриваются лишь „четыре динамики“ или „стремления к выживанию“ — сам человек, секс, группа и человечество... В-четвёртых, в техниках одитинга, относящихся к дианетической фазе, не используется „Е-метр“.
Было много дебатов о том, в какой момент Саентология стала религией. Можно указать на устав „Ассоциации саентологов Хаббарда“ в Финиксе, Аризона, в 1952 году, а затем на основание Учредительной Церкви Саентологии в 1954 году. Юридическая регистрация, однако, не говорит нам о том, когда именно в самой церкви сформировалось понимание себя как религии. Подобные споры напоминают один из крупнейших споров девятнадцатого века о том, когда зародилось Христианство: при жизни Иисуса? после сошествия Святого Духа? как результат проповедей Святого Павла и других апостолов?»
Флинн затем рассматривает перечисленные выше четыре фактора применительно к процессу перехода от Дианетики к Саентологии. Он отмечает, что изменение первого фактора, переключение на трансцендентальные цели, произошло в тот период, когда целью стало не достижение состояния «Клир», а было сформировано понятие «Оперирующий тэтан», и добавляет: «концепт „тэтан“ больше не означает умственные состояния, но он подобен христианскому понятию „дух“ или „душа“, которые бессмертны и превосходят как мозг, так и разум»
Флинн также добавляет:
«Слово „религия“ происходит от religare, что означает „возобновлять союз“. Это приводит меня к широкому определению религии как системы верований, которые выражаются в виде символов, которые скрепляют воедино жизни отдельных людей и/или групп, что выражается в наборе религиозных практик (ритуалов) и что приводит к организованному по определённой модели образу жизни. Верования, практики и определённый образ жизни объединяют жизни людей таким образом, что это придаёт их существованию наивысший смысл. В то время как во всех религиях присутствуют все три базовых элемента, некоторые из них придают особое значение организационной системе, другие — образу жизни, по сравнению с системой верований или ритуальными практиками. В Саентологии мы видим пример группы, которая начала своё существование с религиозных практик (техник одитинга), затем вскоре выработала сильную церковную структуру, и только потом сформировала кредо из существующей в ней системы религиозных взглядов. Это не означает, что система религиозных взглядов не существовала в скрытом виде на более ранних этапах эволюции этой церкви. Она просто не была сформулирована в том систематизированном виде, в котором была сформулирована организационная технология с самого начала»
Под «сильной церковной структурой» Флинн подразумевает всю организацию Саентологии, её иерархически организованную систему курсов и процедур одитинга.