VII. Социологический анализ развития
Церкви Саентологии

VII.I. Развитие саентологических идей: прошлые жизни

С середины 1950-х годов Хаббард уже понял, что прошлые жизни могут играть важную роль в объяснении проблем человека. Фонд, основанный им в Элизабет, штат Нью-Джерси, в то время занимался изучением возможных положительных эффектов «восстановления в памяти» «обстоятельств смерти в предыдущих воплощениях» (Джозеф А. Винтер. «Отчёт доктора о Дианетике: теория и терапия» [Jоseph A Winter, A Doctor’s Report on Dianetics: Theory and Therapy, New York: 1951, р. 189]). Этот интерес перерос в твёрдое убеждение в том, что вредоносные переживания в прошлых жизнях (а также на ранних стадиях этой жизни) создают «инграммы» (оттиски или умственные образы-картинки, формирующие реактивный ум, который ассоциируется с болью и бессознательным cocтoяниeм и является источником болезней, подавления и сдерживания эмоций и способностей и, следовательно, иррационального поведения). Таким образом, Дианетика и Саентология были применены для того, чтобы устранить эти инграммы, а также инграммы, созданные переживаниями индивидуума на ранних стадиях его текущей жизни.

VII.II. Развитие саентологических идей:
от Дианетики к Саентологии

Это нарушение в жизни разума было описано на другом уровне как тэта, вселенная мысли, которую «энтурбулировал» МЭСТ. Назначение одитинга состояло в том, чтобы освободить тэту от этого бремени. Концепция тэты была усовершенствована в 1951 году, её стали определять как «жизненную силу, élan vital, дух, душу» («Наука выживания», книга I, стр. 5). Можно сказать, что на этом этапе система верований Хаббарда стала системой исцеления душ. Это развитие стало ещё более очевидным, когда в 1952 году Хаббард положил начало Саентологии, и эта новая, расширенная и обладающая большим охватом система верований включила в себя Дианетику, придав ей более полно сформулированное метафизическое обоснование. Теперь тэта стала тэтаном, более определённым аналогом души, и религиозное измерение этой системы стало теперь явным. Тэтан воспринимался как неотъемлемая индивидуальность человeка, как непосредственная личность (то, что осознаёт, что оно осознаёт), и саентологическая теория теперь предоставляла метафизическое обоснование сотериологической задаче освобождения тэтана от вредоносных воздействий предыдущих жизней (предыдущих пребываний в человеческих телах).

VII.III. Развитие саентологических идей:
тэтан и тело

Индивидуум не может говорить о «своём тэтане», так как, в сущности, индивидуум — это тэтан, обитающий в теле; в этом смысле тэтану придаётся даже большее значение, чем душе в традиционном христианском толковании. Тэтан входит в тело (во время, после или даже до рождения) в поисках идентичности. В этом смысле Саентология имеет некоторое сходство с концепциями, принятыми в буддийской теории реинкарнации. Хаббард, однако, более определён и тщателен в своей характеристике перераспределения тэтанов по телам, чем то, что можно найти в священных писаниях Буддизма.

VII.IV. Первичное и окончательное спасение

Первичная цель одитинга в Саентологии состоит в том, чтобы освободить тэтана от ограничений реактивного ума; окончательная же цель заключается в реабилитации тэтана таким образом, чтобы он достиг устойчивого состояния, в котором у него больше нет реактивного ума. Он переходит от озабоченности первичной и непосредственной целью собственного выживания (первая динамика) ко всё более и более развитому распознаванию возможностей спасения, по мере того как он последовательно идентифицирует себя с семьёй, группой, человечеством, животным миром, вселенной, духовными состояниями и бесконечностью или Богом. Таким образом, окончательная цель тэтана, работающего через восемь динамик, заключается в достижении богоподобного состояния, которое саентологи называют «полный ОT» или «изначальное состояние».

VII.V. Сотериология Саентологии

Эта схема уже сама по себе является сотериологией, доктриной спасения. Если конечное состояние кажется превосходящим то спасение, которое обычно провозглашается в христианской религии, то это потому, что сотериологи часто имеют дело скорее с первичным, чем с окончательным спасением. В Христианстве также есть концепции человека как Христова сонаследника, хотя более ограниченная перспектива того, что душа в итоге оказывается в раю, часто удовлетворяла и Церковь, и мирян. Даже в этом случае, в некоторых движениях — например, в Мормонстве — явно выражена идея о человеке, достигающем состояния Бога. Условия достижения спасения являются иными в Саентологии, но долгосрочная идея спасения души легко распознаётся в её учении. В её практике делается упор на ближайший результат сохранения здравомыслия индивидуума, избавления его от психического расстройства и помощи ему в преодолении депрессии, но всё это оправдывается ссылкой на доктрину спасения, приведённую выше.

VII.VI. Сходство с Буддизмом
и школой Санкхья

То, как законы жизни описаны в Саентологии, имеет значительное сходство с Буддизмом, а также школой Санкхья в Индуизме. Накопление в разумe рeактивного банка несколько напоминает понятие кармы. Концепция прошлых жизней имеет много общего с теориями реинкарнации в восточных религиях. Идея приобретения доступа к уровням сознания присутствует в йоге (школа йоги тесно связана со школой Санкхья), и считается, что йог способен обрести сверхъестественные способности.

VII.VII. Спасение как глобальная и 
как индивидуальная возможность

Конечная перспектива спасения тэтана включает идею выживания человечества, вселенных животного и материального мира с помощью Саентологии. Этот элемент заботы об обществе и космосе, бесспорно, в Саентологии существует. Идея «клирования планеты» (создание «Клиров» — людей, которые полностью освободились от реактивного ума) была выдвинута в качестве цели. Хаббард, тем не менее, порой переносил акцент; в частности, он писал: «Саентология заинтересована не в том, чтобы спасать мир, а в том, чтобы делать способных людей более способными, работая по точной технологии c самим индивидуумом, который является духом». («Характер Саентологии» [Character of Scientology], 1968, стр. 5.) Однако здесь можно подчеркнуть, что спасение мира, в свою очередь, находится в зависимости от спасения индивидуальных тэтанов — типичный евангелистский акцент.

VII.VIII. Этика в Саентологии

Иногда в качестве одной из характеристик религии предлагают наличие у религии нравственного кодекса, хотя религии сильно разнятся по степени того, насколько они придерживаются определённого кодекса нравственности. Саентология начала с общих целей повышения потенциала индивидуума. В своём акценте на свободу она приняла более либеральный подход к этике, чем тот, который исповедуют традиционныe христианскиe церкви. Однако ещё в самом первом изложении Дианетики Хаббард совершенно ясно указал, что индивидуум ответственен за свои собственные недостатки, что тэтан в основе своей является хорошим, но его собственная сила будет убывать, если он будет впредь совершать вредоносные деяния. В одитинге также делается акцент на том требовании, что индивидуум должен быть способен воспринимать лицом к лицу проблемы и брать на себя ответственность за своё собственное благополучие. Он должен признать «оверты» (вредоносные действия), совершённые им в прошлых и в настоящей жизнях.

Cаентологическая концепция выживания согласуется с общей целью всей религии — спасением. Этичным действием считается рациональноe поведение, способствующee достижению этой цели.

В важной книге «Введение в саентологическую этику» Л. Рон Хаббард изложил этические стандарты, требуемые от саентолога, и ясно показал, что следование нормам этики фундаментально для веры. Цель индивидуума есть выживание, то есть выживание по всем восьми динамикам, начиная с заботы о себе и семье вплоть до стремления к существованию в качecтве бесконечности, так называемой динамики Бога (см. п. VI.IX.). Cаентологическая концепция выживания согласуется с общей целью всей религии — спасением. Этичным действием считается рациональноe поведение, способствующee достижению этой цели. Таким образом, Хаббард придавал особое значение тому, что индивидуум должен применять этические стандарты к своему поведению и вести себя рационально, если он стремится к достижению собственного спасения и способствует спасению всего человечества. Таким образом, подобно тому как буддист ради себя самого посвящает себя добрым делам для улучшения своей будущей кармы, так и саентолог обязан вести себя рационально — то есть этично — во имя собственного выживания, а также и выживания расширяющихся областей, охваченных восемью динамиками. Хаббард писал: «Этика — это действия, которые человек предпринимает по отношению к самому себе, для того чтобы достичь оптимального выживания для себя и других по всем динамикам. Этичные действия — это выживательные действия. Если мы не будем использовать этику, мы не выживем» (стр. 18). Выживание — это не просто выживание. Это, скорее, выживание в счастливом состоянии. «Выживание измеряется удовольствием» (стр. 21). Таким образом, как и в Христианстве, спасение влечёт за собой состояние счастья. Но «чистая совесть и чистые руки — единственное, что позволяет обрести счастье и достичь выживания» (стр. 28);таким образом, достижение выживания зависит от поддержания моральных стандартов. Хаббард писал: «Что касается идеалов, честности, любви к ближнему, то там, где их нет, вы не найдёте хорошего выживания ни для себя, ни для других» (стр. 24). Этика Cаентологии включает нравственные кодексы, но она идёт дальше в подтверждении существенной рациональности саентологической этики, применение которой считается единственным способом выправить ухудшающееся состояние современной морали и действия антиобщественных элементов, и достичь восстановления человечества.

В 1981 году Хаббард сформулировал ряд нравственных предписаний, построенных на здравом смысле. Он назвал брошюру, где они были представлены, «отдельной работой... а не частью какой-либо религиозной доктрины» и указал, что они предназначены для широкого распространения в качестве средства для решения проблемы приходящих в упадок стандартов морали современного общества; однако саентологи приняли этот нравственный кодекс как часть религии. Этот кодекс в значительной мере перекликается с Десятью заповедями и другими предписаниями христианской этики; он написан современным языком с добавлением социального, функционального и практического обоснования многих выдвинутых принципов. Кодекс запрещает убийство, воровство, ложь, все незаконные действия, причинение вреда людям доброй воли; он предписывает, среди прочего, верность сексуальным партнёрам, уважение к родителям, помощь детям, умеренность, поддержку справедливого правительства, выполнение обязательств, уважение религиозных верований других, заботу о здоровье и окружающей среде, трудолюбие и компетентность. Он содержит, как в отрицательных, так и в положительных терминах, версию золотого правила, которое часто представлено в христианских традициях в виде: «Не делайте другим того, что вы не хотите, чтобы другие сделали вам». Брошюра призывает читателей передать экземпляр всем тем, чьё счастье и выживаниe важно для них.

VII.IX. Религиозные заявления Саентологии

Несмотря на различные относящиеся к религии элементы, описанные выше, Саентология первоначально не была представлена как религия. Даже когда в 1954 году три организации Саентологии были зарегистрированы как церкви (с немного разными названиями), религиозноe значение Саентологии всё ещё не былo полностью исследованo. Однако Хаббард подтвердил, что у Саентологии религиозные цели. Он писал: «Саентология достигла цели, стоящей перед религией, — цели, о которой говорилось в письменных источниках на протяжении всей истории человечества, — освобождения души посредством мудрости. Это куда более интеллектуальная религия, чем те, что были известны на Западе к 1950 году. Если бы мы, даже не используя никакой терапии, просто учили нашим истинам, мы бы уже принесли цивилизацию на варварский Запад» («Создание человеческих способностeй», стр. 417). Безусловно, Хаббард расценивал Христианство как в некоторых отношениях менее развитую, чем Буддизм, религию, отзываясь о Судном дне христиан как о «варварской интерпретации слов Гаутамы Будды: освобождение души от цикла рождений и смертей» («Лекции, прочитанные в Финиксе», 1954 год, стр. 50). Сама же Саентология была религией «в старейшем и полнейшем смысле» (там же, стр. 35). В книге «Характер Саентологии», написанной в 1968 году, Хаббард повторил некоторые из своих ранних высказываний и утверждал, что в истоках Саентологии находятся Веды, Дao, Будда, иудеи и Иисус, а также ряд философов. Саентология «принесла первую религиозную технологию для преодоления накопившегося за многие годы грандиозного пренебрежения духом» (стр. 10);и он видел это как соединение честности и точности Гаутамы Будды с настойчивостью, продуктивностью и практицизмом Генри Форда (стр. 12); Он рассматривал одитора как того, кто обучен технологии одитинга, а саентологическое обучение — как религиозное образование.

VII.X. Л. Рон Хаббард как религиозный лидер

Часто утверждается (если не ими самими, то их последователями), что основатели религиозных движений являются особыми проводниками откровения, через которых выражает себя Высшee Сущecтво. Такая пророческая форма религиозного руководства обычно характерна для течений в иудаистско-христианско-исламских традициях, в то время как в индуистско-буддистских традициях религиозный лидер, как правило, рассматривается как учитель, помогающий своим последователям, указывая им путь к просветлению, который он прошёл сам. Хаббард в большей мере соответствует последней модели. Он представляется не как тот, кому были открыты религиозные истины, а скорее как учитель, путём научных исследований открывший факты, указывающие на определённые терапевтические методы и метафизическую совокупность знаний, которые объясняют высшую сущность человека и его конечное предназначение. Современные саентологические исследования рисуют образ Хаббарда, с готовностью описывая его как гения, совершенно в стиле хвалебных биографий, предназначенных для прославления и провозглашения замечательных жизней пророков, гуру и основателей религиозных движений (например, «What Is Scientology?», стр. 83–137). Религиозные лидеры христианской традиции, чьи роли и репутации наиболее похожи на роль и репутацию Хаббарда в Саентологии — это Мэри Бейкер Эдди, основательница Христианской науки, и лидеры различных течений движения «Новое мышление» конца девятнадцатого и начала двадцатого столетий.

VII.XI. Религия и организация Церкви

Совершенно необязательно, чтобы религия или религиозная система была организована как церковь. Духовные элементы в Cаентологии присутствовали ещё до того, как движение зарегистрировало церковные организации, и, взятые вместе, эти элементы, вне всякого сомнения, обосновывают обозначениe системы верований Саентологии в качестве религии. Но даже если бы церковная организация была критерием религии, Саентология отвечает этому условию. Церковь была учреждена и официально зарегистрирована, и eё кредо было провозглашено в 1950-х годах; тогда же была определена форма некоторых церемоний. «Кредо» и церемонии формально учредили обязательства, заключённые в системе верований Саентологии. Церковная структура Саентологии иерархична, она отражаeт градационную систему обучения и духовного просвещения, необходимую для овладения её учением. Организации низкого уровня дeйcтвyют как миссии, задуманные в форме миссионерских учреждений. Церкви более низкого звена предпринимают то, что можно определить как начальное обучение служителей, ведущее к посвящению, и служат местным общинам, cоcтоящим из членов «прихода». Этот уровень церковной организации представляет собой основу системы. Выше этого уровня находятся более высокие звенья церковной организации, занятые одитингом и продвинутым обучением одиторов. Организации более высокого уровня обеспечивают руководство учреждениями нижестоящих уровней. Аналогично этой структуре, Церковь создала институт добровольных священников из мирян, которые проходят обучение для выполнения общественной работы и работы в общине. Само служение организовано иерархически, каждая ступень отмечается завершением курсов обучения, после которых выдаются сертификаты. На низких уровнях квалификации добровольные священники берут на себя, среди прочего, посещение тюрем и больниц, в то время как священники высших уровней стремятся, если позволяет численность, создавать саентологические конгрегации. В целом формальная церковная структура напоминает христианские общины, как бы ни отличались их учения и практики. Добровольное служение отдалённо напоминает мирское дьяконство в англиканской и других церквях.

VII.XII. Кредо Саентологии

В работе «История Учредительной церкви и её церемонии», написанной в 1966 году, объясняется, что «в саентологической церковной службе мы не прибегаем к молитвам, позам набожности или угрозам вечных мук. Мы используем факты, истины, соглашения, которые были открыты наукой Саентологии» (стр. 7). Кредо Церкви Саентологии уделяет много внимания правам человека. Оно подтверждает веру в то, что люди были созданы равными и имеют право на свои собственные религиозные обряды и ритуалы; право на жизнь, здравомыслие, защиту и право на то, чтобы «задумывать и выбирать свои собственныe организации, церкви и правительства, помогать им и поддерживать иx, а также свободно говорить, писать и думать». Оно также устанавливает веру в то, что изучение разума и исцеление болезней, вызванных разумом, не нужно отделять от религии или передавать в нерелигиозные сферы. Оно утверждает, что человек в основе своей хороший; что он стремится выжить; что его выживание зависит от него самого и подобных ему и от достижения им братства со Вселенной. Оно также утверждает, что «…Мы, в нашей Церкви, верим, что законы Бога запрещают человеку: разрушать себе подобных; разрушать душевное здоровье других; разрушать или порабощать души других; разрушать или уменьшать выживание своих товарищей или групп. И мы, в нашей Церкви, верим, что: дух может быть спасён; и лишь дух может спасти или исцелить тело».

VII.XIII. Церемонии Саентологии

Церемонии свадеб и похорон, предписанные Церковью, хотя и несколько необычны, не отличаются радикально от общей практики западного общества. Церемония крещения, называемая «церемонией наречения», более явно согласуется с принципами саентологической системы верований. Её цель состоит в том, чтобы помочь недавно пришедшему тэтану занять это конкретное тело. Считается, что во время обретения им нового тела тэтан не осознаёт своей личности, и церемония наречения помогает тэтану узнать о личности его нового тела, о родителях этого тела и о крёстных родителях, которые будут помогать этому новому существу. Церемония наречения, следовательно, является разновидностью процесса ориентации, в полном соответствии с саентологической метафизикой.

VIII. Концепции богослужения и спасения
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ