XI. Характерные черты религии в применении к Саентологии

XI.I. Устранение культурного предубеждения

В оценке новых религиозных движений существуют различные индивидуальные трудности. Одна из них состоит в том, что в большинстве обществ существуют невыраженные презумпции относительно религии, придающие большое значение древности и традиции. Религиозные обычаи и формы выражения часто узакониваются конкретными ссылками на традицию. Новшества в вопросах религии поддерживаются или принимаются немногими. Вторая проблема — сильная нормативная позиция ортодоксальности (особенно в иудаистско-христианско-исламской традиции), запрещающая отклонения и использующая уничижительные ярлыки («секта», «культ», «ересь», «инакомыслие» и т. д.). Третья проблема понятна из предшествующих разделов, а именно: тем, кто вырос и получил воспитание в рамках одного общества и одной религиозной традиции, особенно нелегко понять систему верований других, сочувствовать их религиозным стремлениям и признать законность их средств выражения. Религиозные представления вбирают в себя определённые культурные предубеждения и ограниченность взгляда. Но желая истолковать движение, подобное Саентологии, необходимо распознавать и преодолевать эти препятствия. Это не значит, что для понимания совокупности религиозных воззрений их нужно принимать как истинные, но должно быть установлено определённое взаимопонимание, чтобы оказать соответствующее уважение убеждениям представителей других вероисповеданий.

XI.II. Подведение итогов на текущий момент

Предшествующее обсуждение, неизбежно всестороннее и дискурсивное, включает, среди прочего, сравнения с другими религиозными движениями и обзор литературы, как изданной самими саентологами, так и написанной академическими комментаторами о Саентологии. В настоящей оценке религиозного статуса движения были кратко рассмотрены история, доктрина, практика, религиозная организация и нравственные нормы Саентологии с особым вниманием к наиболее злободневным аспектам. Такая оценка, в ходе которой было выдвинуто множество относящихся к данной теме соображений, доказывает утверждение о том, что Саентология является религией. Однако, поскольку мы попытались (см. п. II.I. выше) изложить в терминах абстрактного обобщения те свойства и функции, которые имеют широкое распространение и, следовательно, высокую вероятность в религиозных системах, то можно целенаправленно использовать эту модель в качестве критерия оценки, является ли Саентология религией. Имеются широкие расхождения между терминологией, используемой в Саентологии, и в формулировках модели, но такова ситуация во многих, а возможно, и во всех религиозных движениях. Тем не менее, учитывая обобщающий характер использованных абстрактных концепций, можно без особого труда увидеть, в какой степени Саентология отвечает созданному нами шаблону.

XI.III. Саентология в свете характерных черт религии

Теперь мы сравниваем атрибуты Саентологии с перечнем вероятных свойств и функций религии, изложенных выше в п. II.I. Мы отмечаем те элементы, с которыми Саентология согласуется, как «соответствие» или «ограниченное соответствие»; те, с которыми не согласуется, — как «несоответствие» или «ограниченное несоответствие»; и все другие случаи — как «неопределённость».

(а) Тэтаны являются силами, выходящими за границы нормального чувственного восприятия. Также видно, что Саентология признаёт существование Высшего Существа. Соответствие.

(б) Саентология устанавливает, что тэтаны создали естественный порядок бытия в целом. Соответствие.

(в) Тэтаны занимают человеческие тела, что равнозначно непрерывному вмешательству в материальный мир. Соответствие.

(г) Тэтаны действовали до начала человеческой истории и, как полагают, создали физическую вселенную и занимают тела ради своего собственного удовольствия, индивидуальности и участия в игре. Тем не менее, это цель неопределённая, и Высшее Существо в Саентологии не наделено определёнными целями. Ограниченное соответствие.

(д) Действия тэтанов и действия людей идентичны. От того, насколько тэтан добьётся освобождения от реактивного ума, в большой степени зависят не только его текущая жизнь, но также и будущие жизни тэтана. Соответствие.

(е) Одитинг и обучение являются средством, с помощью которого индивидуум может влиять на свою судьбу, — определённо в этой жизни, а также в жизнях тех тел, которые он может занимать позже. Соответствие.

(ж) Pитуалы как символика в традиционном смысле богослужения (например, католическая месса) минимальны и рудиментарны в Саентологии, также как в среде квакеров, тем не менее они существуют. Однако, принимая консервативную позицию, мы можем расценивать этот элемент как «неопределённость».

(з) Попытки умилостивить (например, жертвоприношение или епитимья) отсутствуют в Саентологии. Индивидуум стремится к мудрости и духовному просвещению. Несоответствие.

(и) Выражения преданности, благодарности, почтения и повиновения сверхъестественным факторам фактически отсутствуют, за исключением таковых в обрядах перехода, предписанных в Саентологии. Несоответствие.

(к) Хотя Саентология имеет особый язык, предоставляющий средства для поддержки ценностей внутри группы, и писания или учения Л. Рона Хаббарда считаются священными в общем смысле этого слова, их нельзя считать формально соответствующим значению слова «священное» как «нечто отделённое и запрещённое». Несоответствие.

(л) Празднования или коллективные покаяния не являются ярко выраженной чертой Саентологии, но в последние годы движение установило ряд знаменательных дат, включая празднование Дня рождения Хаббарда, дня основания Международной ассоциации саентологов и дня чествования одиторов за их преданность. Ограниченное соответствие.

(м) Cаентологи участвуют в относительно небольшом числе коллективных обрядов, но учение движения предусматривает общую Weltanschauung (нем.: философия жизни) и таким образом приводит членов к чувству товарищества и общей идентичности. Ограниченное соответствие.

(н) Саентология является не очень моралистской религией, но забота о нравственной пристойности выросла по мере того, как было осознано полное применение её метафизических предпосылок. Начиная с 1981 года нравственные принципы саентологов получили ясную формулировку: они напоминают библейские Десять Заповедей и яснее выражают долговременную заботу об уменьшении «овертов» (вредоносных действий). Доктрины реактивного ума и реинкарнации охватывают этические ориентации, подобные тем, что есть в Буддизме. Соответствие.

(о) Саентология придаёт большое значение серьёзности намерений, длительной преданности и верности членов организации. Соответствие.

(п) Саентологическое учение о переселении в полностью отвечает этому критерию. Накопленный реактивный ум можно уподобить недостатку тэтана, и такой недостаток может быть уменьшен с помощью саентологических методик. Соответствие.

(р) В Саентологии есть служители, главным образом «исповедники» (одиторы), некоторые из них являются также капелланами, задачи которых, в основном, разъяснительные и пастoрские. Одиторы, супервайзеры курса и капелланы (фактически все являются сотрудниками церкви) стремятся уберечь теорию и практику Саентологии от искажения и в этом смысле являются хранителями учения. Соответствие.

(с) Oдиторы, супервайзеры курса и капелланы получают денежное вознаграждение. Соответствие.

(т) В Саентологии имеется метафизическая доктрина, которая предлагает объяснение смысла жизни и её цели и тщательно разработанную теорию человеческой психологии, а также историю происхождения и функционирования физической вселенной. Соответствие.

(у) Узаконивание Саентологии происходит в форме откровения Л. Рона Хаббарда. Труды Хаббарда включают в себя упоминания древней мудрости Востока, но считается, что они почти исключительно являются результатом исследований. Эта смесь обращения к традиции, харизмы и науки присутствует и в других современных религиозных движениях, особенно в Христианской науке. Ограниченное соответствие.

(ф) Утверждения об истинности отдельных саентологических доктрин выше эмпирической проверки, но считается, что эффективность одитинга доказуема практически. Цели Саентологии зависят от веры в метафизические аспекты доктрины, хотя средства считаются поддающимися эмпирической проверке. Ограниченное соответствие.

XI.IV. Обзор сравнительного анализа

Приведённый выше анализ Саентологии в свете перечня вероятных элементов религии даёт одиннадцать пунктов, по которым имеется соответствие; пять пунктов, по которым имеется ограниченное соответствие; три пункта, по которым не имеется соответствия; и один пункт, по которому имеется неопределённость. Безусловно, неверно было бы представлять, что эти различные свойства и функции религии равноценны и что простой подсчёт предоставит надлежащие механистические основания для оценки. Некоторые элементы, например, существование группы специалистов, получающих денежное вознаграждение, хотя и нередки в различных религиях, но не ограничены этой сферой, и, следовательно, можно считать, что такие элементы имеют меньший вес, чем некоторые другие. Точно так же элемент умилостивления, часто присутствующий в религии, может быть признан не более чем рудиментарной чертой более ранних моделей квазиволшебной зависимости, от которой религиозные организации, учреждённые относительно недавно, освободились. В то время как большинство традиционных религий соответствуют большинству этих вероятных элементов, многие признанные конфессии расходятся с некоторыми из них. Мы уже отметили это, говоря о квакерах в отношении богослужения и о Христианской науке в отношении подтверждения законности. Унитарианцы не удовлетворяют ряду элементов, как то: богослужение, освящение, традиционные концепции греха и добродетели и, возможно, значимость метафизического учения. Ни христадельфиане, ни квакеры не соответствовали бы критериям, относящимся к религиозным специалистам или их оплате.

XI.V. Саентологи осознают свои верования как религию

Использование предшествующего перечня не должно производить впечатления, что результаты, сформулированные в этой работе, полагаются исключительно на формальную или абстрактную аргументацию. Этот перечень является всего лишь базой, с которой сравниваются эмпирические данные — то есть наблюдаемое поведение. Во многих саентологах чувство религиозной приверженности очень глубоко. Они воспринимают свою веру и практику как религию, и степень приверженности многих превосходит обычный уровень, встречающийся среди верующих традиционных церквей. В этом отношении многие саентологи ведут себя подобно членам христианских сект, которые, как правило, сильнее преданы своей религии, чем подавляющее большинство верующих в давно установленных церквях и конфессиях. Как социолог, я считаю Саентологию подлинной системой религиозного верования и практики, которая вызывает в своих приверженцах глубокую и серьёзную преданность.

Мне ясно, что Саентология является подлинной религией и должна рассматриваться как таковая.

XI.VI. Кратко о современных изменениях в религии

Мы отметили, что все религии претерпевают процесс эволюции: со временем они изменяются. Также справедливо, что религия сама по себе подвергается изменению. Как продукт общества, религия вбирает в себя колорит и характер общества, в котором она функционирует, и более новые движения обнаруживают черты, не существовавшие в более ранних движениях (по крайней мере, во время их зарождения). Становятся очевидными новые черты в религии: интерес к постулированной объективной реальности «снаружи» угасает, в то время как внимание к субъективным переживаниям и психологическому благополучию становится всё сильнее. Таким образом, наблюдается меньший интерес к традиционным формам богослужения, и больший — к обретению гарантий (что само по себе является разновидностью спасения) от источников, отличающихся от отдалённого бога-спасителя, который предположительно посылает утешение. Таким образом, следует ожидать, что этот акцент проявится в перечне, который мы использовали в качестве модели. Эта модель отражает многое из того, что по-прежнему существует в религии, но унаследовано от древней практики. Более новые религии (даже такие устоявшиеся, как основные протестантские конфессии), не продемонстрируют соответствия всем этим элементам. Характеристики этих религий будут соответствовать ступени эволюции, на которой эти религии возникли. Мы должны, следовательно, допустить, что современные движения не будут соответствовать всем элементам нашей (относительно вневременной) модели. С учётом всего этого мне ясно, что Саентология является подлинной религией и должна рассматриваться как таковая.

Брайан Pональд Уилсон
Февраль 1995

XII. Брайан Рональд Уилсон
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ