III. Нетеистические системы верований

III.I. Теизм не является существенной характеристикой религии

Вне всякого сомнения, теизм (то есть монотеизм, политеизм и пантеизм) не является существенной характеристикой религии. Действительно, и учёные, и широкая общественность в большинстве случаев считают религиями явно нетеистические системы верований. Примеры таких религий приведены ниже.

III.II. Буддизм — нетеистическая религия

Буддизм — это не система теистических верований, хотя она обычно признаётся религией, несмотря на то, что она резко контрастирует с Христианством. Хотя Буддизм не отрицает существования богов, им не приписывается роль, хоть каким-то образом приближающая их к роли Верховного Существа или создателя. Даже в сектах школы Чистой Земли в Японии (Джодо шу и Джодо Шин-шу), которые сильно привержены идее самого Будды как спасителя, эта концепция не достигает того, чтобы признать Будду богом-создателем.

III.III. Учения Буддизма Тхеравады

Часто полагают, что Буддизм Тхеравады — это традиция Буддизма, максимально близкая к учениям Гаутамы Будды. Его доктрины очень мало напоминают положения, изложенные в Христианстве или других монотеистических религиях. Ни одна из доктрин Буддизма Тхеравады не указывает на существование Верховного Существа или бога-создателя. Мир не является созданием бога-творца — его рассматривают как не имеющий сущности, нематериальный, а человек, как и мир, недолговечен и не обладает бессмертной душой. Всему существованию присуще страдание, и побуждающей силой учения Буддизма является освобождение человека от этого состояния. Сегодняшние обстоятельства человека являются последствием его кармы, а именно — причинно-следственного закона, в соответствии с которым дела прошлых жизней почти полностью определяют то, что происходит в последующих жизнях. Поскольку жизни похожи на звенья в причинной цепи, у каждого нового рождения есть «обусловленное происхождение». Следовательно, человек не приходит в этот мир благодаря богу-создателю; также не существует никакого понятия бога-спасителя, поскольку только просветление может позволить человеку освободиться от страдания цепи рождений. Каждый человек — под руководством религиозного учителя — должен сам следовать по пути своего просветления. Буддизм не отрицает существования богов как таковых; однако, эти существа не являются объектом богослужения и не играют никакой особой роли. (Они являются остатками и дополнениями, которые Буддизм впитал из других религиозных традиций.) Хотя в Буддизме Тхеравада отсутствуют концепции бога-создателя и бога-спасителя, бессмертной души и вечного наказания или блаженства, Буддизму, тем не менее, повсеместно без труда присваивается статус мировой религии.

III.IV. Джайнизм — атеистическая религия

Джайнизм признан как религия в Индии и в других странах, где его практикуют, и его обычно включают в список, состоящий, как правило, из одиннадцати великих религий. Сэр Чарльз Элиот писал о нём: «Джайнизм носит атеистический характер, и этот атеизм, как правило, не обсуждается и не оспаривается, а принимается как естественная религиозная позиция». Джайны, однако, не отрицают существования божественных дэвов, но считается, что эти существа, как и человеческие существа, подлежат законам переселения душ и разрушения, и они не определяют судьбу человека. Джайны верят, что души индивидуальны и бессмертны. Они не являются частью всемирной души. Души и материя не создаются и не разрушаются. Спасения можно достичь освобождением души от посторонних элементов (карм), которые тянут душу вниз — элементов, которые попадают в душу, когда человек действует на основании эмоций. Подобные действия приводят к тому, что при повторном рождении человек рождается животным или неодушевлённым веществом; достойные поступки приводят к рождению в виде дэва. Гнев, гордость, обман (ложь) и жадность — главные препятствия к освобождению души, но человек — хозяин своей судьбы. Подавляя себя и не нанося никому вреда, ведя аскетическую жизнь, он может достичь рождения в качестве дэва. Правила морали для благочестивого верующего — быть бескорыстно добрым; радоваться благополучию других; стараться помочь другим людям, испытывающим страдания и расстройства; проявлять сострадание к преступникам. Подавление и смирение себя приводят к уничтожению уже накопленной кармы.

III.V. Школа Санкхья
в Индуизме — нетеистическая религия

Религия Индуизма признаёт шесть древних ортодоксальных школ, отличающихся друг от друга. Одна из них, Санкхья, не является ни теистической, ни пантеистической. Как и Джайнизм, Санкхья учит, что как первобытную материю, так и отдельную душу нельзя ни создать, ни разрушить. Душу можно освободить познанием правды о вселенной и контролем над страстями. В некоторых текстах Санкхьи отрицается существование отдельного Верховного божества; в любом случае, любая концепция божества считается излишней и потенциально противоречивой самой по себе, поскольку действия кармы управляют делами человека до того момента, когда он сам сможет решить, что хочет освобождения. Четыре цели Санкхьи похожи на цели Буддизма: познать страдание, от которого человек должен освободиться; способствовать прекращению страданий; воспринять причину страдания (неспособность различать душу и материю); постичь средства освобождения, а именно, овладеть познанием различения. Как и другие школы, Санкхья учит кармическому закону: новое рождение является следствием действий человека, а спасение состоит в том, чтобы избежать цикла повторяющихся рождений.

III.VI. Нетеистический характер Санкхьи

Санкхья исповедует форму дуализма, которая не вращается вокруг существования бога или богов. Это не христианский дуализм добра и зла, а фундаментальный дуализм между душой и  материей. И душа, и материя не создаются (не имеют начала) и существуют вечно. Мир происходит из эволюции материи. Душа, однако, неизменна. Душа страдает, поскольку она находится в плену у материи, однако этот плен является иллюзией. Как только душа осознает, что она не является частью материального мира, мир для этой конкретной души перестаёт существовать, и она становится свободной. В соответствии с теорией Санкхьи, материя проходит через развитие, смерть и состояние бездействия и покоя. В период развития материя порождает разум, индивидуальность, восприятия, нравственный облик, волю и основу, которая не подвержена смерти и которая подвергается реинкарнации. Будучи связанным с душой, физический организм становится живым существом. Только таким образом реализуется сознание: ни материя сама по себе, ни душа сама по себе не являются сознательными. Хотя душа и является оживляющим элементом, она сама по себе не является ни той жизнью, которая заканчивается смертью, ни той жизнью, которая передаётся от существования к существованию. Хотя душа не может действовать или страдать сама по себе, происходящее страдание отражается в ней как в зеркале. Она не является разумом, но представляет собой безграничную и бесстрастную сущность. Количество душ неисчислимо, и они все различны. Цель души — освободить себя от иллюзии и, тем самым, — из плена. Освободившись, душа попадает в состояние, эквивалентное нирване в Буддизме. Это освобождение может произойти ещё до смерти, и задача освобождённых душ — учить другие души. После смерти существует возможность полного освобождения без угрозы нового рождения. Философия Санкхьи не возражает против веры в популярные божества, но они не являются частью порядка действий. Спасение приносит знание и понимание вселенной. В этом отношении главным является контроль над страстями, а не моральное поведение. Хорошие поступки могут породить только низшую форму счастья. Жертва тоже не является эффективной. Ни этика, ни ритуалы не имеют большого значения для системы Санкхьи.

III.VII. Несостоятельность критерия теизма

Из приведённых выше примеров систем религиозных верований очевидно, что вера в Верховное Существо или любая другая форма теизма — это неадекватный критерий религии. Несмотря на продолжающуюся устаревшую предвзятость некоторых христианских толкователей, такая точка зрения обычно немедленно одобряется специалистами по сравнительному религиоведению и социологии религии. Буддизму, Джайнизму, Санкхье не отказывают в статусе религии, несмотря на отсутствие в них понятия Верховного Существа или бога-создателя.

III.VIII. Ситуация с Даосизмом

Даосизм также обычно признаётся религией и включается в учебники по сравнительному религиоведению, несмотря на то, что его основные верования сложно изложить логично и последовательно. В противоположность богооткровенным религиям, Даосизм основывался на поклонении природе, мистицизме, фатализме, политической пассивности, магии и поклонении предкам. На протяжении столетий он был официально признан как организованная религия в Китае, обладавшая храмами, паствой и духовенством. Даосизм принял понятия сверхъестественных существ, включая Нефритового императора, Лао-Цзы, Лин Бо (предводителя сверхъестественных существ), а также Восьмерых бессмертных китайского фольклора и — среди бесконечного числа духов — Владыку города и Владыку очага. В Даосизме, однако, не существует Верховного Существа, бога-спасителя, как в Христианстве, и нет чётко выраженной теологии и космологии.

IV. Язык религии и эволюция христианской теологии
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ