X.I. Некоторые сходства Саентологии и других верований
Саентология радикально отличается от традиционных христианских церквей и отколовшихся сект в вопросах идеологии, практики и организации. Всё же, принимая широкую точку зрения, которая должна превалировать в обществе с множеством культур и религий, очевидно, что по всем основным пунктам Саентология занимает позицию, очень близкую к позициям других движений, которые, бесспорно, являются религиями. Идеологически она имеет значительные сходства со школой Санкхья в Индуизме. В её общинной деятельности, которая, однако, гораздо менее важна для неё, чем для нонконформистских движений, существуют, тем не менее, моменты особого значения, не сильно отличающиеся от таковых в некоторых нонконформистских сообществах. Её сотериологические цели определённо метафизичны и во многих аспектах аналогичны таковым в Христианской науке.
X.II. Двойное членство
Отличительной чертой Саентологии является то, что от её членов не требуется отказа от других религиозных верований и членств при принятии Саентологии. Из этой особенности можно было бы заключить, что Саентология удовлетворилась статусом всего лишь добавочного или дополнительного набора верований и обрядов, но такой вывод будет неправомочен. Я разговаривал с руководителями Церкви, а также с рядовыми саентологами об этом аспекте Саентологии, и они ответили, что, хотя исключительность и не требуется, она приходит по ходу практики. По их словам, по мере того как человек становится всё более вовлечён в Саентологию, он неизбежно отбрасывает прежнюю веру. Например, я знаю, что иудей, ставший саентологом, может продолжать по культурным причинам поддерживать связь с Иудаизмом и праздновать иудейские праздники с семьёй и друзьями, но он не будет практиковать эту религию и продолжать верить в иудейское богословие. С моей точки зрения как учёного, это объяснение кажется правильным. Саентологи считают свою веру вполне законченной религией, требующей от своих членов преданности.
Хотя для иудейско-христианско-мусульманской традиции характерно, чтобы религиозная преданность была исключительна, и что двойное или множественное членство не допускается, этот принцип далеко не универсален среди религий. Этого не требуется в большинстве направлений Индуизма и Буддизма. Будда не запрещал богослужений местным богам. Индуизм терпимо относится к принадлежности к нескольким религиям. В Японии многие считают себя одновременно буддистами и синтоистами. Симбиоз религий — это хорошо известное явление, и в некоторых отношениях он имеет место в Христианстве (например, в терпимости по отношению к Спиритуализму или Пятидесятничеству со стороны некоторых англиканских епископов, даже несмотря на то, что эти системы верований определённо не согласуются с официальной доктриной). Тот факт, что позиция Саентологии по отношению к двойной или множественной церковной принадлежности отличается от традиционно принятой в западном Христианстве, не является правомерным основанием для отказа ей в статусе религии.
X.III. Экзотерические и эзотерические элементы Саентологии
Принятое представление о Саентологии не соответствует общим стереотипам религии. Её материалы могут быть разделены на широко распространяемую экзотерическую литературу и на эзотерическую литературу. Экзотерическая литература преимущественно затрагивает основные положения метафизики Саентологии и то, как нужно применять их на практике, чтобы помочь людям справляться со своими проблемами в общении и отношениях и сохранять разумные, рациональные и позитивные ориентации в жизни. Ограниченный свод эзотерической литературы, которая доступна только продвинутым студентам Саентологии, представляет как более полное рассмотрение метафизики религии, так и более продвинутые методики одитинга. Она более подробно объясняет теорию тэты (начальной мысли духа); её ухудшение
В разделении между экзотерическим и эзотерическим учениями Саентология никоим образом не уникальна среди религий. В соответствии с принципом, провозглашённым Иисусом, «ещё многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить» (От Иоанна, 16:12), и Павлом в разделении между твёрдой пищей для зрелых верующих и молоком для младенцев (1-е «К Коринфянам»,