I.
САЕНТОЛОГИЯ И СУБСТАНТИВНЫЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЛИГИИ

Субстантивные определения религии ставят перед собой цель охарактеризовать её в соответствии с её внутренними свойствами, которые открываются её последователям через религиозный опыт. С этой точки зрения мы определяем как религиозный тот опыт, который индивидуум ощущает как экстраординарный, трансцендентный и полностью отличающийся от повседневной реальности, в которой он проводит бóльшую часть времени. Те, кто пережил подобный опыт, не могут объяснить его в рамках понятий и теорий, которые обычно используются для описания и объяснения событий их жизни. Опыт в этих обстоятельствах, однако, кажется им не вызывающим сомнений, более реальным, чем тот, который они переживают в повседневном мире. Питер Бергер говорит:

«В контексте религиозного опыта реальность повседневной жизни в значительной степени теряет свой статус высшей степени реальности. Кажется, наоборот, что это всего лишь преддверие другой реальности, совершенно иной природы, которая, тем не менее, имеет колоссальное значение для индивидуума. Благодаря этому изменению в ощущении реальности все мирские проявления повседневной жизни кажутся значительно менее важными, тривиальными — суетой, как сказано в Екклесиасте». (Бергер, 1974)

С этой точки зрения религия определяется как царство экстраординарного, священного, «иного». Другими словами, религия — это сфера деятельности и человеческой мысли, которая опирается на опыт соприкосновения индивидуума с чем-то необъяснимым, чудесным, мистическим и величественным, что не может быть объяснено с помощью рационализма и теорий, с которыми он знаком в повседневной жизни. Религиозными организациями считаются такие, которые упорядочивают, определяют и объясняют религиозный опыт.

Постановка вопроса о том, удовлетворяет ли Саентология существующим определениям религий, означает исследование того, ставит ли она во главу угла, упорядочивает или объясняет различные типы экстраординарного опыта, которые вводят индивидуума в контакт с реальностью иного порядка: чудесной и удивительной. Ответ, по моему разумению, положительный.

Кроме разрешения проблем и достижения повседневных целей Саентология обещает тем, кто её практикует, постепенное продвижение к продолжительному счастью и новым состояниям сознания, о которых они и не мечтали ранее. Кульминацией таких состояний сознания является ощущение полной свободы, в котором индивидуум смог бы управлять физической вселенной, состоящей из материи, энергии, пространства и времени, и достичь полного всезнания. Таким образом, осознание жизни и смерти и осознание вселенной могут стать для человека совершенно очевидными. Церковь Саентологии заявляет:

«Человек состоит из трёх частей: тела, не намного более сложного, чем машина; разума, разделяемого на аналитический и реактивный ум, который занимается вычислениями и содержит в себе немногим более, чем набор картинок; и тэтана, то есть жизни как таковой, духа, который оживляет тело… Важно то, что тэтан главенствует как над телом, так и над разумом… Но каковы его пределы? Как высоко он в конечном счёте может вознестись?

Из поиска ответов на эти вопросы возник предмет Саентологии и открылась дверь к полной реализации духовного потенциала.

Хотя он не имеет массы, движения, длины волны, местоположения в пространстве и времени, тем не менее, тэтан способен достичь всего. Таким образом, Оперирующим тэтаном или ОТ можно назвать того, кто «осознанно и по собственному желанию является причиной над жизнью, мыслью, материей, энергией, пространством и временем».

«Следовательно, Саентологию вполне заслуженно называют религией, которая реализует главную мечту человека — мечту о духовной свободе, отбрасывая все препятствия, накопленные веками, и возвращая нас к состоянию, в котором мы находились изначально, обладая всеми способностями, присущими нам от природы». («Саентология: настольная книга», стр. lxxxv.)

В одной из публикаций Церкви результаты, которые могут быть получены путём достижения высшего уровня Оперирующего тэтана, описываются следующим образом:

«Эти истины необходимы для вашего выживания как Оперирующего тэтана и вашей способности достичь полной духовной свободы. Ваше понимание времени, будущего и прошлого вдруг изменится, и вы обретёте несравнимый новый уровень стабильности и знания, которое останется с вами и в этой, и в будущих жизнях». (Журнал «Источник» [Source Magazine] 99:21)

Различие между этим ощущением свободы и полного знания и обычным опытом человека очевидно. Более того, доктрина Саентологии утверждает, что тот, кто идёт по проложенному ею пути, может достичь ощущения «экстериоризации», при котором тэтан (дух) покидает тело и существует в форме, независимой от плоти. Во время экстериоризации человек способен видеть без помощи глаз, слышать без помощи ушей и ощущать без помощи рук, осознавая что он — это действительно он сам (тэтан), а не его тело. В соответствии с Саентологией, экстериоризация тэтана делает очевидным, что дух бессмертен и что он одарён более высокими способностями, чем те, которые можно было бы предположить, основываясь на обыденной жизни:

«Тэтан способен покидать тело и существовать независимо от плоти. В экстериоризированном состоянии человек может видеть, не используя глаз, слышать, не используя ушей, и ощущать без помощи рук. У человека изначально было очень слабое представление об этой обособленности от своего разума и тела. С актом экстериоризации, которая достижима в Саентологии, человек обретает уверенность в том, что он — это он, а не его тело». (What Is Scientology? 1992:147)

Следовательно, Саентология соответствует субстантивным определениям религии, которые используются общественными науками в настоящее время.

Можно сделать вывод, что религиозные переживания, которые непривычны и нехарактерны в повседневной жизни, занимают центральное место в Саентологии подобно многим религиям, которые составляют «религиозный фермент» последних десятилетий (включая религии восточного происхождения, пятидесятников и афро-американские религии). Как и в других религиях, такие переживания, с одной стороны, мотивируются, регулируются и интерпретируются доктриной и, с другой стороны, используются в качестве доказательства правоты представлений о мире, которых придерживается группа. Следовательно, Саентология соответствует субстантивным определениям религии, которые используются общественными науками в настоящее время.

II. Саентология и сравнительные определения религии
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ