II.
САЕНТОЛОГИЯ И
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЛИГИИ

Некоторые авторы определяют религию, противопоставляя её другим системам понятий (имеются в виду такие группы понятий или теоретические традиции, которые дают обоснование реальности и жизненному опыту). Таким образом, например, Старк и Глак (1965) отделяют «гуманистические воззрения», пытающиеся придать смысл человеческому существованию, от религий, утверждающих, что они открыли или создали пути для того, чтобы найти истинный смысл жизни. Различие между теми и другими системами заключается в том, что в случае гуманистических воззрений человек целенаправленно ищет, как придать смысл жизни, с которым он согласен и который он выбирает относительно добровольно; во втором случае предполагается, что жизнь имеет заранее определённый смысл помимо того, что конкретный человек или социальная группа желает придать ей, и что возможно согласиться с заявленным смыслом. По этому вопросу Реджинальд Бибби говорит:

«Религиозный взгляд на вещи подразумевает возможность того, что наше существование было наделено смыслом ещё до того, как мы сами решили придать ему смысл как человеческие существа. Напротив, гуманистическая точка зрения вместо поиска смысла существования концентрирует свои усилия на том, чтобы придать существованию смысл» (Бибби, 1983).

С этой точки зрения, спросить, является ли Саентология религией, означает исследовать, постулирует ли она смысл жизни человека, который является заранее существующим и считается истинным и непреложным. По отношению к этому вопросу мы можем отметить, что, согласно Саентологии, человек описывается как духовное существо. Утверждается не то, что человек имеет душу, а что именно дух есть то, чем индивидуум является на самом деле. Этот дух назван «тэтан»— слово, образованное от названия греческой буквы «тэта». Утверждается, что индивидуум существует как таковой в качестве духовного существа. Артистические способности, сила духа человека и его индивидуальный характер — всё это является проявлением духовной природы индивидуума. Тэтан и образует человека как такового.

В соответствии с Саентологией, человек состоит из тела, организованной физической субстанции или соединения; разума, состоящего из картинок, записей мыслей, заключений, решений, наблюдений и ощущений; и тэтана.

В соответствии с Саентологией, человек состоит из тела, организованной физической субстанции или соединения; разума, состоящего из картинок, записей мыслей, заключений, решений, наблюдений и ощущений; и тэтана. Тэтан представляется создателем вещей. Он существует и живёт даже без разума и тела и использует разум как систему управления и связи между собой и физической вселенной. Саентологи считают, что человек есть тэтан и что тэтан — это источник всего созидания. Он бессмертен, он и есть сама жизнь, с потенциально бесконечными способностями к созиданию, и, если он и не является частью физической вселенной, всё равно потенциально он может управлять этой вселенной, состоящей из материи, энергии, пространства и времени.

С другой стороны, Саентология однозначно утверждает, что обучение её доктрине позволяет понять человека, его потенциал и трудности, с которыми он сталкивается, намного глубже, чем в гуманитарных или общественных науках. Зная принципы Саентологии, человек может понять, например, почему некоторые люди достигают успеха, а другие — терпят неудачу; почему один человек счастлив, а другой — нет; и почему некоторые отношения являются стабильными, а другие — разрушаются. Обучение в Саентологии может дать возможность человеку познать тайну жизни и добиться абсолютного понимания своей бессмертной природы. С помощью учения Л. Рона Хаббарда, распространяемого Церковью, человек может достичь развития всех своих способностей по «восьми динамикам», которые постулируются в её представлении о мире. Этими динамиками или областями, в которых проявляется человеческая деятельность, являются:

1. Индивидуум. 2. Семья и секс. 3. Группы. 4. Человечество. 5. Все формы жизни. 6. Физическая вселенная. 7. Духовность. 8. Бесконечность или Высшая Сущность. («Саентология 0-8: книга основ»)

Цель учения Церкви — поднять уровень осознания человека таким образом, чтобы он был способен контролировать и влиять на все динамики жизни.

Можно сделать вывод, что, подобно большинству религий, Саентология претендует на открытие тайны жизни. Она не предлагает произвольный смысл для жизни человека, а заявляет, что открыла истинный смысл. Этим она отличается от гуманистических воззрений: она не отстаивает и не предлагает этические нормы и ценности, чтобы сделать человеческую жизнь осмысленной. Наоборот, она заявляет, что действительно знает, что представляет собой человек и что является смыслом его жизни. В то же время, несмотря на использование терминов, подобных тем, что используются в научном мире, в отличие от науки в ней нет намерения описать, как всё происходит, она не формулирует ни вопросы, ни гипотезы, которые могли бы быть опровергнуты или модифицированы. Скорее, она заявляет, что открыла истинные первопричины, и приглашает разделить с ней эти знания.

III. Саентология и функциональные определения религии
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ