III.
САЕНТОЛОГИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЛИГИИ

Другой класс определений характеризует религию согласно её влиянию на другие области жизни. Первые функциональные определения религии даны в работе Эмиля Дюркгейма. В них делается упор на чувство солидарности, которое вызывают религиозные церемонии, и его влияние на социальную сплочённость и единство общины. Эти определения критиковались на том основании, что, с одной стороны, в одном обществе часто существует множество религий, что вызывает сомнение в объединяющей роли религии для всего общества, и, с другой стороны, другие нерелигиозные символы и ритуалы (такие, например, которые относятся к нации, государству или этнической группе) могут выполнять ту же функцию создания солидарности и чувства общности.

В наше время некоторые обществоведы дают определение религии по её влиянию не на общественную жизнь, а на личную жизнь людей. Эти авторы определяют религию как «комбинацию форм и символических действий, которые устанавливают связь индивидуума с основными условиями его существования» (Беллах, 1964) или как «систему верований и ритуалов, посредством которых группа людей обращается к фундаментальным проблемам жизни» (Йингер, 1970). В число фундаментальных проблем могут входить: восприятие несправедливости, опыт страдания и осознание, какого смысла и цели недостаёт жизни. Религии предлагают два типа ответов на такие проблемы человечества. С одной стороны, они могут предложить объяснения этих вещей, придавая им смысл. С другой стороны, они могут выдвигать методы или программы действий, направленные на преодоление этих проблем.

Таким образом, с современной функциональной точки зрения религия является комбинацией верований, наделяющих фундаментальные проблемы, такие как несправедливость, страдание, поиск смысла жизни, смыслом, и практик, при помощи которых эти проблемы могут быть решены. Выяснить, подходит ли Саентология под это определение, означает исследовать, есть ли в ней комбинация практик, предназначенных для преодоления фундаментальных проблем жизни, и система верований, которая объясняет эти проблемы.

И мы наблюдаем, что главная практика Саентологии — одитинг — в сущности является способом преодоления страдания. Иными словами, активное и добровольное участие в одитинге повышает способность человека видеть проблемы существования, разрешать их и достигать каждый раз более высокого уровня осознания и духовного благополучия. Саентологические услуги имеют своей целью поднять человека на тот уровень, на котором он будет способен привести свою жизнь в порядок и решить свои проблемы. Согласно Саентологии, проблемы, с которыми человек сталкивается в жизни, вынуждают его сосредотачивать своё внимание на материальном мире, что мешает ему осознавать себя как духовное существо и осознавать своё окружение. Из-за этого возникают трудности в отношениях с другими людьми, страдания, болезни и ощущение себя несчастным. Цель Саентологии — повернуть вспять уменьшение осознания, пробуждение человека. Таким образом, она предлагает решение фундаментальных проблем жизни с помощью процедур, которые поднимают уровень осознания и свободы человека, восстанавливают его честность, силу и основные способности. У более осознающего и «проснувшегося» человека будет больше понимания, и он будет более способен управлять своей жизнью. С помощью одитинга и саентологического обучения люди приходят к пониманию, что жизнь есть нечто ценное и что они могут жить полноценно и в гармонии с другими людьми.

Саентология постулирует, что с помощью её практик и обучения люди освободят себя от таких страданий как нерациональные страхи и психосоматические болезни, станут более спокойными, уравновешенными, энергичными, коммуникабельными, наладят и оживят свои отношения с другими людьми, достигнут своих личных целей, избавятся от сомнений и комплексов, обретут уверенность в себе, почувствуют радость и ясно поймут, как достичь счастья. Подводя итоги, можно сказать, что Саентология представляет себя как средство преодоления страдания и неравенства в индивидуальных способностях.

Другой элемент современных функциональных определений религии — это придание смысла или объяснение фундаментальных проблем жизни. Объясняя причины человеческого страдания, большинство религий косвенно облегчают его. Для последователей таких религий жизненные проблемы становятся менее бессмысленными, несправедливыми и необъяснимыми, поскольку они приобретают некий смысл. Предлагаемые доктриной объяснения страдания в то же время объясняют и религиозные практики, созданные для того, чтобы преодолеть эти страдания: постулирование источников жизненных проблем можно рассматривать как основу для создания программ действий по их преодолению.

В этом смысле, можно наблюдать, что Саентология также объясняет причины человеческих страданий. Доктрина Саентологии особенно детально описывает причины страдания. Согласно этой доктрине, человек в основе своей хороший и счастливый, и причины его страдания находятся в «реактивном уме», который принципиально отличается от аналитического ума и состоит из «инграмм». В книге «Дианетика: первоначальные тезисы» основатель религии Л. Рон Хаббард утверждает:

«Человек не является реактивно действующим животным. Он способен проявлять селф-детерминизм. У него есть сила воли. Как правило, у него хорошие аналитические способности. Он рационален, счастлив и целостен только тогда, когда является исходной личностью.

Наиболее желательное состояние индивидуума — полный селф-детерминизм. <…>

Реактивный ум представляет собой совокупность всего того, что человек испытал в неаналитические моменты, содержащие боль и реальную или кажущуюся враждебность по отношению к выживанию человека. <…>

Когда травма или болезнь вытесняют аналитический ум, вызывая то, что всем известно как „бессознательность“, и когда присутствует физическая боль и враждебность по отношению к выживанию организма, образуется инграмма. <…>

Если убрать из реактивного ума весь содержащийся в нём болезненный опыт прошлого, аналитический ум можно привести в такое состояние, когда он будет полностью управлять организмом.

Как только человек или группа обретают эту способность, они становятся селф-детерминированными. Пока у них есть реактивный ум, нерациональность будет продолжать своё существование» (Хаббард, стр. 34, 39, 40, 72).

Таким образом, в Саентологии считается, что человек в основе своей хороший, счастливый и этичный, а корень его несчастий можно найти в инграммах. Религиозная практика одитинга представляется как единственное средство, которое может удалить инграммы человека и сделать его «Клиром», то есть вернуть его в состояние «исходной личности». Оба термина означают: «неаберрированный „Я“ в полной целостности и в состоянии максимально возможной рациональности. Клир (от англ. clear — „чистый“) — это тот, кто благодаря терапии стал исходной личностью. <…> Исходная личность неизменно отзывчива ко всем динамикам и по сути является хорошей. <…> Добродетели исходной личности неисчислимы. Ей не свойственно злонамеренное причинение вреда, и она не подвержена разрушительным драматизациям. Она склонна к сотрудничеству, стремится к созиданию, и у неё есть цель. Короче говоря, она довольно во многом совпадает с тем, что человечество признаёт своим идеалом. Знание всего этого необходимо одитору для работы, так как отклонения от характерных качеств исходной личности свидетельствуют о наличии аберрации. Более того, такие отклонения неестественны, они навязаны и не имеют отношения к селф-детерминизму индивидуума» (Хаббард, стр. 33–34).

Подводя итоги, можно сказать, что, подобно большинству религиозных традиций, Саентология предлагает решение для человеческих страданий, давая им объяснение и средство, как с ними справиться.

Подводя итоги, можно сказать, что, подобно большинству религиозных традиций, Саентология предлагает решение для человеческих страданий, давая им объяснение и средство, как с ними справиться. Объяснение страдания находится в «инграммах». Инграммы определяются как неизвестные, мощные и оказывающие сильное влияние картинки умственного происхождения, обладающие массой и энергией. Главное предлагаемое решение для преодоления страдания состоит в одитинге, который позволяет найти и устранить инграммы. Одитинг представляется как способ преодоления страдания. Постулируется, что посредством активного и добровольного участия в одитинге человек повышает свою способность видеть и разрешать проблемы своего существования и непрерывно повышать свой уровень осознания и духовного благополучия.

Саентология также даёт объяснение несправедливости, которая воспринимается как неравное распределение способностей среди людей. Утрата способностей, объясняется, по крайней мере частично, прегрешениями и безответственностью в прошлом. В то же время она даёт решение для этой проблемы, предлагая себя как средство восстановления этих способностей. Кроме того, Саентология помогает справиться с ощущением бессмысленности жизни и решает проблему смерти, утверждая, что человек — это бессмертное духовное существо, чей опыт простирается за пределы одной жизни, и утверждая, что смерть — это переход, по которому человек проходит, не теряя осознания. По словам Церкви Саентологии:

«Не приходится говорить о том, что этика — это предмет, к которому каждый саентолог относится очень серьёзно. По мере того как человек продвигается вверх по Мосту и становится всё в большей степени самим собой, подобным же образом он становится всё более этичным, но, кроме этого, он рассматривает этику как личную ответственность, которая выходит далеко за пределы этой жизни. В отличие от материалиста, который верит, что вместе со смертью наступает конец таким вещам, как жизнь, совесть и ответственность, саентолог относится к смерти как к переходу из одного состояния в другое, при этом его прошлое остаётся с ним, — прошлое, за которое он по-прежнему несёт ответственность.

Саентолог также знает, что способности, которые он вновь приобретает, были отчасти утрачены в результате его вредоносных поступков и безответственности. Следовательно, честность, целостность, доверие и забота о своих ближних — нечто большее, чем просто слова. Это принципы, которыми следует руководствоваться в жизни». («Саентология: настольная книга», 1994)

Следовательно, Саентология соответствует концепту религии, как она в настоящее время определяется с функциональной точки зрения. Саентология представляет собой систему верований, посредством которых группа людей объясняет такие фундаментальные явления как несправедливость, страдание, поиск смысла жизни, а также набор практик, с помощью которых они противостоят этим проблемам и стремятся их решить.

IV. Саентология и аналитические определения религии
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ