Начиная с середины текущего столетия западные общества демонстрируют возродившийся интерес к разнообразным проявлениям религиозного феномена. Этот интерес явился результатом:

  • возникновения или развития новых религий, особенно в Соединённых Штатах Америки (таких как Международное общество сознания Кришны, Церковь Саентологии, Миссия Святого Света);
  • распространения на новые географические территории тех религий, которые уже утвердились в других регионах (некоторые восточные религии — в Америку и Европу; Пятидесятники, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней и Свидетели Иеговы — из Соединённых Штатов в Южную Америку и Европу; Сантерия — из Кубы в Соединённые Штаты и страны Центральной Америки; Умбанда — из Бразилии в Уругвай, Парагвай, Аргентину, Чили и, в меньшей степени, в Соединённые Штаты и Европу);
  • «пробуждения» традиционных религий (проявляющегося в харизматическом реформировании евангелизма и католицизма, возникновении спиритуалистических католических групп и т. д.); а также
  • возникновения различных нецентрализованных духовных субкультур, охватывающих то, что условно называют «Нью Эйдж».

Интерес к этому религиозному разнообразию возродил старые дискуссии в общественных науках, что привело к появлению более точных определений религиозных явлений. Различные группы учёных-обществоведов выдвинули разные типы определений, часто соответствующие их сиюминутным теоретическим интересам.

Эти различные типы определений религии включают в себя:

субстантивные, которые пытаются характеризовать её по принципу «изнутри» или исходя из присущего ей значения;

сравнительные, характеризующие её по отличиям от других систем понятий;

функциональные, которые характеризуют её по её влиянию на другие сферы социальной и личной жизни;

аналитические, которые описывают её через отличительные характеристики религиозных явлений; и

«эмические» (от emic — связанный с анализом лингвистических или поведенческих феноменов в плане внутренних структурных или функциональных элементов определённой системы — прим. переводчика), которые определяют как религию те явления, которые её члены или их организации считают таковыми.

С точки зрения общественных наук для того, чтобы определить, составляют ли верования и ритуалы религию, необходимо принять во внимание всё разнообразие определений религии в современной дискуссии, ведущейся в рамках этих научных дисциплин.

На последующих страницах мы намереваемся выяснить, является ли Саентология религией, принимая во внимание различные определения, вкладываемые в этот термин в настоящее время общественными науками.

I. Саентология и субстантивные определения религии
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ