Как оставаться здоровыми | Центр ресурсов для профилактики

IV.
САЕНТОЛОГИЯ И
АНАЛИТИЧЕСКИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЛИГИИ

Другой формой определения религии, которая используется в общественных науках, является аналитическая, характеризующая религию различными способами, которыми она себя проявляет. С этой точки зрения считается, что между всеми религиями есть много общего в отношении форм, посредством которых верующий выражает свою религиозность и с помощью которых можно обозначить то, что составляет такую религиозность. Эти аспекты включают в себя:

а) общие верования, являющиеся сутью доктрины группы; б) участие в ритуалах и религиозных обрядах; в) испытание прямого контакта с Высшей Сущностью; г) овладение религиозной информацией; д) ощущение изменений или результатов в повседневной жизни, возникающих из других аспектов религиозности. (Старк и Глак, 1985)

С этой точки зрения, вопрос «Является ли Саентология религией?» равнозначен вопросу «Ожидает ли Церковь Саентологии как организация от своих последователей религиозности?» То есть будут ли они проявлять религиозность различными способами, которые считаются универсальными?

IV.I. ОБЩНОСТЬ ДОКТРИНЫ

Считается, что религиозные организации ожидают от своих последователей, что они будут придерживаться принципов, содержащихся в их доктрине (Старк и Глак, 1985:256). В этом отношении можно отметить, что Церковь Саентологии представляется как взаимосвязанное целое с чёткой структурой, направленной на то, чтобы её последователи овладевали её вероучением. Фактически саентологическая практика состоит в равной степени из одитинга и обучения её основным принципам. В Церкви считается, что если одитинг позволяет человеку увидеть, что что-то происходит, то обучение объясняет, почему это происходит.

Используемый в процессе обучения материал состоит из книг, публикаций, фильмов и записанных на плёнку лекций основателя Церкви, которые изучаются в определённом порядке. Этот материал по своему статусу эквивалентен священным писаниям традиционных религий. Он не интерпретируется и не объясняется. Наоборот, огромное внимание уделяется тому, чтобы последователи получали «слово основателя» в неискажённой форме. Саентологи верят, что мистер Хаббард нашёл точный и действенный путь к духовному спасению: если выполнение процедуры, разработанной основателем Саентологии, не приводит к ожидаемым результатам, то это происходит потому, что процедура была неправильно понята или неправильно применена. Вероятность того, что в самих высказываниях Хаббарда может быть ошибка, не рассматривается.

Те, кто проводят обучение, в Саентологии называются «супервайзерами» и считаются экспертами в технологии обучения; они хорошо умеют находить и помогать справляться с препятствиям в обучении, с которыми могут сталкиваться студенты. Роль супервайзера заключается также в том, чтобы удостовериться, что вероучение передаётся верно, без создания различных версий и интерпретаций. Супервайзер не читает лекции и не предлагает на обсуждение ученикам своих собственных толкований предмета. Во избежание искажения оригинала супервайзеру категорически запрещается предлагать какие-либо устные интерпретации подлинника.

IV.II. УЧАСТИЕ В РИТУАЛАХ
И РЕЛИГИОЗНЫХ ОБРЯДАХ

Другой формой проявления религиозности, которую религии ожидают от своих последователей, является участие в ритуалах и религиозных обрядах. В этом отношении можно в первую очередь отметить, что в Церкви Саентологии торжественно проводятся те же ритуалы, что и в других религиозных организациях: воскресные службы, свадьбы, похороны и церемония наречения новорождённых детей.

Однако это не исчерпывает ритуальной структуры Саентологии. Одитинг, центральная практика Саентологии, является ритуалом в классическом антропологическом смысле: высокоорганизованной процедурой, которая соответствует строгим правилам и повторяется неукоснительно. В результате одитинг выполняется с помощью серий тщательно установленных шагов, которые были созданы основателем Церкви, и которым следуют без отклонений. В Церкви Саентологии одитинг требует точного пути, точной процедуры для достижения более высоких состояний осознания. Одитинг определяется как цепь точно описанных, тщательно подобранных действий, которые следуют в точной последовательности:

«Одитинг использует процессы, которые являются точными наборами задаваемых вопросов или указаний, даваемых одитором, чтобы помочь человеку познать себя и улучшить своё состояние. Существует очень много разных процессов одитинга, и каждый из них улучшает способность человека противостоять проблемам своего существования и справляться с ними. Когда конкретная цель любого отдельного процесса достигнута, процесс заканчивается и может быть начат другой, направленный на другую часть жизни человека.

«Задаётся бесконечное число вопросов, которые, конечно, могут помочь или не помочь человеку. Достижение Дианетики и Саентологии заключается в том, что Л. Рон Хаббард разработал конкретные вопросы и инструкции для того, чтобы вызвать безусловное улучшение». (What Is Scientology? 1992:156)

Таким образом, можно наблюдать, что одитинг — это точный ритуал, и повторяющееся участие в нём является условием того, чтобы индивидуум считался саентологом.

IV.III. НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ОЩУЩЕНИЕ ВЫСШЕЙ РЕАЛЬНОСТИ

Выдвигаются предположения о том, что большинство традиционных религий ожидают, что их последователи в какой-то момент достигнут более или менее прямого ощущения высшей реальности. Это измерение религиозности соотносится с субстантивными определениями религии, и мы останавливались на этом, рассматривая такое определение религии. В связи с этим мы упоминали, что религиозный опыт, который не является обычным или повседневным, занимает центральное место в Саентологии. Как и в других религиях, такой опыт возникает в связи с религиозной доктриной, интерпретируется в соответствии с ней и принимается в качестве доказательства правоты представлений о мире, которых придерживается группа.

Саентология определяет себя как постепенный, чётко определённый и верный путь для улучшения осознания, приводящий индивидуумов от духовной слепоты к счастью духовного существования. Она обещает своим последователям, что более высокий уровень осознания позволит им в конце концов осознать собственное бессмертие, достичь полной свободы, всезнания и понять непосредственно смысл жизни, смерти и вселенной.

Саентология определяет себя как постепенный, чётко определённый и верный путь для улучшения осознания, приводящий индивидуумов от духовной слепоты к счастью духовного существования.

Заявленная цель Саентологии — достичь полного восстановления способностей человека, которые изначально ему присущи как бессмертному духовному существу. Такие способности сделают его полностью осознающей причиной материи, энергии, пространства, времени, мысли и жизни. Достигнув этого состояния, человек обретёт способность прямого понимания бесконечности:

«На уровне Оперирующего тэтана мы имеем дело собственно с бессмертием индивидуума как духовного существа. Мы имеем дело непосредственно с тэтаном в отношении к вечности — не той вечности, которая лежит позади, а той, которая простирается перед ним». (What Is Scientology? 1992:222)

Следовательно, мы можем отметить, что Церковь Саентологии предполагает, что участие её последователей в практиках и изучение её доктрины постепенно приведёт их к более высокому осознанию, вытекающему главным образом из прямого ощущения высшей реальности.

IV.IV. РЕЛИГИОЗНОЕ ЗНАНИЕ

Аналитические определения религии основываются на том, что религиозные организации ожидают, что их последователи должны иметь хотя бы минимальную информацию об основных постулатах их веры, её ритуалах, священных писаниях и традициях. Относительно этих ожиданий мы отмечаем, что саентологическая практика в равной степени состоит из одитинга и обучения. Предполагается, что последователи овладеют знанием её основной доктрины. По этому поводу Церковь заявляет:

«С помощью одитинга человек становится свободным. Эта свобода должна быть подкреплена знанием того, как оставаться свободным. Саентология в своих аксиомах содержит анатомию реактивного ума, а также дисциплину и знания, необходимые для того, чтобы иметь дело с законами жизни и управлять ими. Саентологическая практика, таким образом, состоит в равной мере из одитинга и обучения саентологическим принципам, что включает технологию их применения. Знание механизмов, посредством которых духовная свобода может быть потеряна, уже само по себе является свободой и помещает нас вне их влияния.

Одитинг позволяет нам видеть, как что-то происходит, а обучение даёт ответ на вопрос — почему». (What Is Scientology? 1992:164)

Следовательно, можно отметить, что, как и в большинстве религиозных традиций, Церковь Саентологии приветствует передачу своего учения. Получение религиозной информации является частью доктрины. Те, кто ею овладел, получают символическую награду: они могут контролировать законы жизни и не подвергаться опасности, которая иначе угрожала бы их духовной свободе.

IV.V. ВЛИЯНИЕ НА ПОВСЕДНЕВНУЮ ЖИЗНЬ

Было отмечено, что большинство религиозных организаций ожидает, что их религиозные верования, участие в ритуалах, религиозный опыт и знание основных доктрин отразятся на повседневной жизни последователей. Как обсуждалось в разделе о функциональных определениях религии, Саентология провозглашает, что с помощью её практик и обучения люди освобождаются от нерациональных страхов, психосоматических заболеваний, становятся более спокойными, уравновешенными, энергичными, общительными, исправляют и оживляют отношения с другими людьми, быстрее достигают своих личных целей, избавляются от сомнений и комплексов, обретают уверенность в себе, испытывают радость и ясно понимают, как достичь счастья.

Церковь Саентологии предполагает ещё одно изменение в жизни её последователей: они будут помогать другим изменять свои жизненные условия в соответствии с их желаниями и побуждать их к тому, чтобы стать одиторами:

«Потребность в одиторах велика, так как ясно, что люди могут быть спасены только индивидуально. В отличие от конгрегационалистских религий, это спасение в Саентологии в конечном счёте возникает как результат отношений один на один между одитором и преклиром. Многие саентологи обучаются, чтобы стать одиторами, и каждый, кто хочет помочь своему ближнему, может сделать то же самое. Но не менее важно то, что человек может стать гораздо более способным управлять жизнью, чем он когда-либо мечтал. Нет более стоящей цели, чем помогать своим собратьям, и нет лучшего пути достижения этой цели, чем стать одитором. Одиторы применяют то, чему они обучились, одитируя людей и привнося улучшение в любую ситуацию, которая требует улучшения.

Это — задача обученного саентолога, и воплощение в жизнь мечты о лучшем мире зависит от его понимания, его сострадания и способностей». (What Is Scientology? 1992:169)

Следовательно, можно отметить, что, подобно большинству религиозных организаций, Церковь Саентологии предполагает, что обращение в её веру, участие в её ритуалах, прямое переживание высшей реальности и знание её основных доктрин отразятся на повседневной жизни её последователей. Это приведёт к улучшению способности управлять своей собственной жизнью, к улучшению личных способностей и способности помогать другим.

Подводя итоги, можно сказать, что Церковь Саентологии предполагает, что её последователи будут религиозными людьми в смысле, вкладываемом в аналитическое определение этого термина. Она обеспечивает основу, позволяющую её последователям разделять её основные доктрины, и предполагает, что они достигнут прямого ощущения высшей реальности, получая информацию о принципах их верований и ощущая их влияние на свою повседневную жизнь. Следовательно, согласно аналитическому определению религии, Церковь Саентологии является религиозной организацией, так как её ожидания от своих последователей соответствуют ожиданиям таких организаций от религиозных людей.

V. Саентология и «эмические» определения религии
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ