Как оставаться здоровыми | Центр ресурсов для профилактики

IV. Религиозные обряды

Как и в любой религии, в Церкви Саентологии проводятся регулярные официальные и специфические церковные действа, которые представляют собой обрядовую практику. Безусловно, обрядовая практика Саентологии включает в себя церемонии, напоминающие знакомые нам ритуалы других религий. Посвящённые в духовный сан саентологические священники проводят церковные церемонии венчания, крещения (именуемые в Саентологии церемониями наречения), заупокойные службы. Кроме того, они проводят воскресные службы в местах богослужения Церкви Саентологии. Однако в саентологической церкви эти обряды не являются самоцелью. Они скорее представляют собой ещё одну возможность для придания силы несущему свободу саентологическому знанию. Вот как это поясняет Л. Рон Хаббард: «В саентологической церковной службе мы не прибегаем к молитвам, позам набожности или угрозам вечных мук. Мы используем факты, истины, соглашения, которые были открыты наукой Саентологии. Мы не цитируем Библию (или Коран, Тору, Веды) и не говорим собравшимися: „Вот то, во что вам следует верить“». 21 Вновь отметим, что целью Саентологии не является культивирование благочестивой веры в Бога-личность, священные тексты или религиозные ритуалы; её целью является достижение духовного знания.

Посвящённые в духовный сан саентологические священники проводят церковные церемонии венчания, крещения (именуемые в Саентологии церемониями наречения), заупокойные службы. Кроме того, они проводят воскресные службы в местах богослужения Церкви Саентологии.

Центральная религиозная практика саентологической церкви на пути достижения этого знания, дающего освобождение, называется одитингом. Это слово происходит от латинского audire, что значит «слушать» или «выслушивать». Одитинг проходит во время специальных сеансов, которые называются «сессии». В одитинге принимают участие новообращённый и опытный одитор, который внимательно его выслушивает и следит за его успехами. Согласно теоретическому обоснованию этой практики, у человека есть аналитический ум, который обрабатывает полученную информацию, и реактивный ум, в котором хранятся воспоминания обо всех болезненных переживаниях прошлого. Поскольку многие из этих переживаний являются травматическими, то в реактивном уме содержатся глубокие отпечатки или психологические следы, которые называются «инграммами». Источником этих психологических барьеров являются переживания прошлого, пренатальный опыт или прошлые жизни. Несмотря на то, что инграммы находятся в реактивном уме, в одитинге их можно сделать доступными для осознания и стереть. В качестве вспомогательного средства в этом процессе используется электронный прибор — электропсихометр, или Е-метр. В сессиях одитинга с его помощью измеряют психологические заряды, связанные с реактивным умом. С точки зрения Саентологии, Е-метр — это религиозный артефакт, используемый во время пастырских бесед. В одитинге стираются инграммы, в результате чего человек достигает состояния, которое саентологи называют «состояние Клир».

Хотя одитинг и опирается на определённые психодинамические теории и методики, его можно понимать как обряд или ритуал, объединяющий в себе характерные черты духовного исцеления, исповеди и медитации.

Во-первых, одитинг можно рассматривать как ритуальное исцеление. Как заметил однажды историк религии Джонатан З. Смит, «религия, которая не несёт исцеления, не может долго существовать».22 В современном мире религии уступили функцию исцеления тела и разума официальной медицине. Однако саентологическая церковь, как и другие «новые религиозные движения», приложила определённые усилия, чтобы вернуть исцелению духовную функцию. В частности, практика саентологической религии нацелена на духовное исцеление, что может иметь позитивные последствия для физического здоровья и благополучия разума и тела.

Во-вторых, одитинг имеет многие черты церковной исповеди. Исповедь, как хорошо известная особенность религиозной практики Католической церкви, в которой раскаяние, признание и епитимья формируют важный обрядовый цикл, присутствует и в практике Буддизма. Согласно буддистскому тексту «Махавагга», если кто «вспомнит совершённый грех и пожелает очиститься, пусть откроет совершённый грех и, раскрыв его, вновь обретёт благодать».23 Таким образом, в соответствии с буддистским ритуалом, достижение состояния духовной чистоты, подобного в некоторых аспектах тому, что саентологи называют «состояние Клир», требует вспоминания прошлого и его раскрытия на исповеди.

В-третьих, практика одитинга, особенно на верхних уровнях «соло-одитинга», напоминает более традиционные религиозные ритуалы медитации. Например, в буддистской практике для концентрации внимания используются вспомогательные средства ритуального назначения. Чтобы достичь нового уровня просветления, медитирующий может сосредоточить своё внимание на каком-то изображении, священном звуке или загадке. Зачастую за успехами новичков во время медитации наблюдает наставник.

Кроме одитинга, Саентология предлагает и обучение — просветительную программу, которая возвращает образовательной деятельности духовную составляющую. Тщательное изучение священных текстов является важнейшим религиозным ритуалом многих религий. Например, в иудейской иешиве изучение священных текстов под наблюдением учителя-талмудиста однозначно понимается как религиозная деятельность, обладающая всеми характеристиками ритуальной практики. Подобным же образом саентологическое обучение включает в себя тщательное изучение священных текстов под пастырским наблюдением и является важной религиозной деятельностью. Как мы уже говорили, Церковь Саентологии постаралась возродить религиозную функцию исцеления. Точно так же и здесь Церковь постаралась восстановить религиозный смысл упорядоченной просветительной деятельности.

V. Религиозная этика
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ