I. Введение

Надо отметить, что религия — это, помимо всего прочего, ещё и характерный для человека опыт по установлению священных дат и созданию святых мест. В религиозных календарях выделены особые дни церковных праздников, служб и поминовений. И у каждой религии есть святые места для поклонения, собраний и паломничества, которые являются объектом особого внимания верующих. Отмечая священные дни и посещая святые места, люди во всём мире получают возможность проявлять свою религиозную приверженность.

Все религии, даже «новые религиозные течения», находят способ сделать определённые места и даты священными. Например, в международном духовном календаре Церкви Саентологии дата 11 ноября названа «Днём основания Церкви в Южной Африке» в ознаменование открытия первой церкви Саентологии в Йоханнесбурге в 1957 г. Хотя первые лекции по Саентологии были прочитаны в Йоханнесбурге ещё в 1955 г., основание первой церкви положило начало упорядоченному развитию саентологической религии в Южной Африке.

После десяти лет роста и расширения Церковь натолкнулась на противодействие со стороны правительства ЮАР. Официальная следственная комиссия, созданная под эгидой Министерства здравоохранения ЮАР, изучала Церковь Саентологии в период с апреля 1969 по декабрь 1970 г. Представив в 1972 г. свой отчёт, комиссия необоснованно рекомендовала не признавать Саентологию в качестве церкви или религии в Южной Африке.

Несмотря на рекомендацию комиссии, Церковь Саентологии получила регистрацию в качестве некоммерческой организации. В международном календаре Саентологии дата 16 января отмечена как «День признания в Африке» в память о том, что в этот день в 1975 г. Церковь Саентологии была признана в Южной Африке в качестве некоммерческой организации. Сейчас Церковь ожидает полного юридического признания в Южной Африке, какое она уже получила во всём мире как подлинная религия. Когда это случится, международный календарь Церкви Саентологии, возможно, пополнится ещё одним священным днём.

Что касается создания святых мест, Церковь Саентологии учредила места богослужения в большинстве крупных городов нашей страны. Вслед за первой церковью в Йоханнесбурге саентологические церкви открылись в Кейптауне (1961 г.), в Порт-Элизабет (1962 г.), в Дурбане (1963 г.) и в Претории (1968 г.). В 1981 г. в северной части Йоханнесбурга была открыта вторая церковь. Как и все святые места, эти церкви предназначены для осуществления особой религиозной деятельности. Посвящённые в духовный сан священники проводят разнообразные церковные службы, включая воскресные службы, пастырские беседы, похоронные церемонии, венчания и наречения, что делает эти церкви центрами религиозной жизни саентологической общины.

Саентология — это «прикладная религиозная философия. Её цель — помочь человеку осознать духовную природу себя и своей жизни, а также свою связь со вселенной в целом». Иными словами, Церковь Саентологии делает акцент на духовной стороне человеческого бытия, понимание которой достигается через установление связи с божественной и сверхъестественной составляющей жизни.

Таким образом, Саентология, как и все религии, — это характерный человеческий эксперимент по созданию священных дат и святых мест. Однако, как и все религии, Саентология представляет собой особое проявление человеческой индивидуальности. По собственному определению Церкви, Саентология — это «прикладная религиозная философия. Её цель — помочь человеку осознать духовную природу себя и своей жизни, а также свою связь со вселенной в целом».1 Иными словами, Церковь Саентологии делает акцент на духовной стороне человеческого бытия, понимание которой достигается через установление связи с божественной и сверхъестественной составляющей жизни.

Типичные теоретические определения религии обычно делают упор на существовании сверхъестественного или божественного аспекта в той или иной религии. Ещё в XIX веке антрополог Э. Б. Тайлор определял религию по сути как контакт или соприкосновение со сверхъестественной трансцендентностью. При таком подходе религию можно определить как систему верований и ритуалов по отношению к духовным, сверхъестественным существам, находящимся намного выше и выходящим за пределы обычного уровня человеческого бытия. При другом подходе к определению религии, который можно найти в работах социолога Эмиля Дюркгейма, религия есть связная система верований и обрядов, относящихся к священным вещам и объединяющих человеческое сообщество. С этой точки зрения, через верования в мифы и догмы, через обрядовую практику и применение этических принципов, через личные переживания и с помощью различных форм социальной организации религия наполняет жизнь священным смыслом и силой.2

Несомненно, Саентология, предшественницей которой является Дианетика, технология духовного исцеления, разработанная к 1950 г. её основателем Л. Роном Хаббардом, подходит под типовые определения религии. Однако в рамках научной полемики обычно не учитывается определённая политическая динамика религиозного признания и непризнания, сопровождающая процесс конструирования дефиниции религии. Таким образом, прежде чем обрисовывать основные характеристики саентологической религии, необходимо кратко остановиться на бурной истории признания тех или иных движений или течений в качестве религиозных в Южной Африке.

II. О религиозном признании
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ