V. Религиозная этика

В каждой религии вырабатываются этические правила, этические стандарты и ценности, которыми руководствуются верующие в обычных, мирских ситуациях, в повседневной, личной и общественной жизни. У Церкви Саентологии тоже есть система религиозной этики. Принципы поведения выражены в ряде этических кодексов: в Кодексе саентолога, где перечислены основные принципы этичного поведения; в Кодексе одитора, который является этическим уставом пастырской деятельности и регулирует поведение саентологических священников; в Кодексе чести, в котором изложены этические идеалы для всех саентологов. Эти кодексы не только регулируют поведение отдельных людей, но и являются основой для преображения общества, результатом которого станет мир без безумия, преступности и войны.

В основе этих этических кодексов лежит особый подход к религиозной этике, согласно которому этичное поведение считается неотъемлемой частью духовного роста. Этичное поведение рассматривается как непосредственный результат продвижения по Мосту к духовному освобождению. Таким образом, этика тесно связана со всеми религиозными верованиями и практиками Церкви Саентологии.

Считая, что все люди в основе своей хорошие, саентологи вместе с тем признают, что люди способны творить зло. Однако плохие поступки человека рассматриваются как отклонение от врождённой человеческой добродетели. Согласно такому подходу, главная функция саентологической этики — устранять отклонения от этичного поведения и восстанавливать исходную добродетель человеческого духа. По сути, религиозная этика необходима для восстановления изначального состояния этической гармонии.

Считая, что все люди в основе своей хорошие, саентологи вместе с тем признают, что люди способны творить зло. Однако плохие поступки человека рассматриваются как отклонение от врождённой человеческой добродетели. Согласно такому подходу, главная функция саентологической этики — устранять отклонения от этичного поведения и восстанавливать исходную добродетель человеческого духа.

Из истории религии известно, что различные системы религиозной этики касались не только отдельных действий человека. Они не просто налагали запрет на некоторые действия, например запрещали ложь, воровство или убийство, но и одновременно с этим поощряли другие. Религиозная этика скорее имела дело с тем, что можно назвать характером желаний или склонностями. Например, в Христианстве средневековые теологи сформулировали семь смертных грехов: гордыню, гнев, похоть, лень, алчность, чревоугодие и зависть. Однако эти грехи были не конкретными действиями, а склонностями, уводившими людей от Бога. Как сказал Данте Алигьери в своей «Божественной комедии», эти семь грехов есть семь различных форм «заблудшей любви».24 По словам Данте, заблудшие желания отворачивают людей от любви к Богу, управляющей великой гармонией небесных сфер. Таким образом, религиозная этика прежде всего рассчитывает на преобразование духовного диссонанса в духовную гармонию.

Подобным образом и этика Буддизма определяет три смертных греха: эмоции похоти, алчности и гнева, которые можно понимать и как формы желания. В данном случае заблудшее желание не гармонирует с чистотой и независимостью характера Будды. Следовательно, как в христианской, так и в буддистской традиции считается, что функцией религиозной этики является приведение человеческих желаний в гармонию с духовным идеалом.25

Саентологическая этика основывается на подобном же анализе соотношения между гармонией и диссонансом в характере человеческих желаний. Этот этический анализ яснее всего выражен на так называемой Шкале тонов. На Шкалу тонов в диапазоне значений от нуля до сорока нанесены различные духовные состояния, определяющие характер действий человека. В самом низу этой шкалы расположены низкие духовные состояния, например апатия и отчаяние. Они расположены так близко к смерти, что, находясь в них, человек неспособен на этичные поступки. Чуть выше по шкале такие качества, как страх, гнев и враждебность, подавляют свободу, необходимую для этичной жизни. В следующем диапазоне наблюдается подъём по Шкале тонов от консерватизма через состояние сильного интереса к жизни до состояния радости. Здесь этичное поведение становится возможным. Однако свобода действовать этично возрастает по экспоненте при подъёме ещё выше по шкале через состояния энтузиазма, эстетики и восторга вплоть до самых высоких уровней, представляющих собой источник всех действий и высшую безмятежность существования.

Таким образом, Шкала тонов является средством оценки относительного несоответствия человеческих склонностей духовным идеалам Саентологии или, наоборот, гармонии с ними. По словам Л. Рона Хаббарда: «Можно считать, что по мере понижения по Шкале тонов в тэту вносится всё больший и больший диссонанс... Если провести аналогию с музыкой, звук становится всё менее и менее похож на чистое, гармоничное колебание и становится всё более и более фальшивым».26 Таким образом, в религиозной этике Саентологии этичный характер действия зависит от восстановления исконного состояния духовной гармонии человеческого духа.

VI. Религиозные переживания
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ