Религиозно-философские предпосылки Саентологии

Концепцию Саентологии можно обнаружить в хорошо известных трудах Хаббарда, начиная с 1940-х годов, а в особенности с 1950 года, когда появилась его ставшая бестселлером книга о Дианетике.

Духовная и историческая взаимосвязь Дианетики и Саентологии настолько прочна, что их можно считать двумя сторонами одной монеты. В то же время слово Дианетика происходит от двух греческих слов: dia (через) и nous (душа), а Саентология означает «знание о знании» и происходит от латинского scio (знать) и греческого аналога — logos. Тогда как принципы Дианетики были опубликованы в виде метода, предлагаемого в качестве эффективной «технологии разума», Саентологии придавалось значение религиозной философии.

Хотя английское слово science (наука) происходит от того же самого греческого понятия scio, представляется целесообразным избегать имеющегося ненужного смешения этих двух слов, просто произнося их по-разному. Как вариант решения, можно произносить слово scientology по-гречески, а science по-английски.

В 1954 году была основана первая Церковь Саентологии с собственным Кредо (символом веры), сформулированным Л. Роном Хаббардом. Это Кредо ясно указывает на то, что данное сообщество считает себя религиозной организацией. В нём провозглашены такие принципы, как «Мы в нашей Церкви верим» в «равные» и «неотъемлемые права всех людей». Есть заявление о том, что человек «в основе своей хороший», а также есть четыре закона Божьих, которые «запрещают человеку» поступать определённым образом.

В учении Саентологии можно обнаружить сходство с такими монистическими восточными религиями, как Индуизм, Буддизм и в особенности Даосизм. Неслучайно в справочниках по церемониям Саентологии её истоки связываются с мифологией таких религиозно-философских течений, как Индуизм и Буддизм, с учениями Аристотеля, Спинозы и св. Фомы Аквинского.

Согласно доктрине Саентологии, человек живёт и стремится к выживанию в рамках восьми частично совпадающих плоскостей, называемых в теологии Саентологии «динамиками». Эти динамики расходятся от собственного «я» к семье, группам и далее к духовной вселенной (седьмая динамика) и к Верховному Существу (восьмая динамика), также называемому Бесконечностью или Богом. Каждая следующая динамика включает в себя все предыдущие.

Понятие «Бог» в учении Саентологии существует, но не в таком виде, как в Иудаизме, Христианстве, Исламе и других теистических религиях, корни которых уходят в религиозные традиции Ближнего Востока. В Саентологии Бог — это последняя из восьми динамик, которые человек стремится охватить и полностью познать. В этом смысле понятие Бога в учении Саентологии очень личное — полностью дать ему определение может только сам человек.

Хаббард развивает идею, знакомую и другим религиозным традициям, о том, что человек состоит из трёх частей: тела, разума и духа (того, что он называет тэтаном). Это слово, образованное от греческой буквы тэта, используется в Саентологии, чтобы избежать путаницы с более ранними терминами, связанными с понятием «душа».

Путь к осознанию своей духовной природы в Саентологии лежит через «одитинг», который представляет собой одну из двух центральных религиозных практик этой религии. В одитинге тэтан участвует в религиозных службах всё более и более высокого уровня, что позволяет ему справиться с травмирующим опытом, полученным в нынешней и в прошлых жизнях. Освобождение от него приводит к повышению осознания своей духовной природы.

Путь к осознанию своей духовной природы в Саентологии лежит через «одитинг», который представляет собой одну из двух центральных религиозных практик этой религии. В одитинге тэтан участвует в религиозных службах всё более и более высокого уровня, что позволяет ему справиться с травмирующим опытом, полученным в нынешней и в прошлых жизнях. Освобождение от него приводит к повышению осознания своей духовной природы.

Вторая центральная практика Саентологии — «обучение», которое представляет собой тщательное изучение Писаний Саентологии (текстов, записей и фильмов Хаббарда. Доктрина Саентологии утверждает, что духовного спасения в этой жизни можно достичь, только участвуя и в одитинге, и в обучении).

V. Новая «книжная религия» в поисках ортодоксальности
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ