VI. Обвинения против Саентологии

Чтобы создать враждебное отношение к Саентологии, были использованы разнообразные обвинения, включая те, которые обычно выдвигаются против новых религий в целом.

Во-первых, Саентология может вызвать подозрения, так как она утверждает, что развитие духовных способностей осуществляется с использованием рациональных процедур. Это противоречит традиционной религии, которая рассматривает религиозные ценности как нечто относящееся полностью к потустороннему миру, находящемуся за рамками разума, и представителям традиционных религий может показаться оскорбительной идея о том, что религиозные истины и духовное совершенство могут быть достигнуты техническими средствами — средствами, совершенно отличными от их собственных священных понятий поклонения и моральных догм. Рациональные процедуры и систематическое обучение характерны для науки, техники и экономики, а не для поиска вечных религиозных истин и духовного просветления. Поскольку в Саентологии сочетаются духовные цели и рациональные, технические (и на самом деле технологические) средства, то официальная религия склонна обвинять Саентологию в том, что она не является «настоящей» религией. Саентология рассматривается как ложная религия, так как использует современные знания, а не древние формулировки, сводит к минимуму или вообще отказывается от таких обычных религиозных понятий, как обряды и ритуалы, и принимает прагматическую позицию в достижении религиозных целей. Упуская из виду то, в какой степени все религиозные организации зависят от пожертвований верующих, приверженцы традиционных религий также полагают, что слишком по-деловому, слишком откровенно от последователей Саентологии требуют платить за обучение, что слишком очевидно делается акцент на оплате услуг, чтобы Саентологию можно было считать религией. Таким образом, поскольку экономическая структура Саентологии представляется как эксплуататорская, её не признают религией. Однако те, кто выдвигает подобную критику, не осознают, что в признанных церквях необходимые финансовые потребности всегда удовлетворяются за счёт прихожан, например, плата за мессу в католической церкви, установлена плата в некоторых протестантских течениях, или существовавшая церковная десятина, установленная большинством церквей, и всё ещё собираемая во многочисленных христианских сектах. Эти денежные сборы считают чем-то иным, поскольку они освящены древними обычаями или одобрены в Библии. Критики финансовых процедур Церкви Саентологии не придают значения тому, что эти финансовые процедуры такие же, как и в традиционной религии, просто без обычного налёта древности и священности.

Во-вторых, Саентология предлагает терапевтические улучшения при избавлении людей от влияния пережитых в прошлом травматических случаев. Представителям психиатрической медицины этот аспект может показаться вызовом как теоретическим основам их практики, так и техникам, которые они применяют, что более существенно. Следовательно, существует две профессиональные группы — духовенство и психиатры, интересы которых затрагиваются данным вопросом, и они создают враждебное отношение к Саентологии, и у каждой из них есть мощная поддержка со стороны коллег (например, учителей и врачей), а также поддержка со стороны широкой публики, на которую они оказывают влияние.

В-третьих, некоторые из людей, занявшихся Саентологией, решили получать дальнейшее обучение, чтобы стать квалифицированными саентологическими одиторами, оставляя привычную карьеру. Несведущие в Саентологии родители, родственники и друзья могут воспринять такое решение с тревогой. Если после выбора религиозного пути происходит отдаление от семьи и друзей, которое следует, как это иногда случается, — это становится дополнительным доводом для противников этой новой религии — и Саентология становится в их устах «культом, который разрушает семьи».

В противоположность этому, Церковь Саентологии утверждает, что духовных благ можно достичь и в настоящей жизни. Саентология утверждает, что все люди в основе своей хорошие, и учит, что каждый человек должен взять ответственность за свою собственную жизнь и свои действия.

В-четвёртых, более общий и расплывчатый аспект, касающийся этических воззрений Саентологии, может быть также использован оппозицией. Приверженцы традиционного Христианства больше ориентированы на воздержание, которое было культивировано и получило распространение за пределами церквей и конгрегации, у них существуют определённые представления об истинной религии: эта религия должна быть торжественной, побуждать придерживаться морали воздержания, а прелестями обычной жизни жертвуют ради вознаграждения в загробной. Её задача состоит в том, чтобы заставить человека проникнуться чувством собственной греховности и неспособности своими силами достигнуть спасения. Напротив, люди должны полагаться только на Бога-Спасителя. В противоположность этому, Церковь Саентологии утверждает, что духовных благ можно достичь и в настоящей жизни. Саентология утверждает, что все люди в основе своей хорошие, и учит, что каждый человек должен взять ответственность за свою собственную жизнь и свои действия. Религия, которая отрицает врождённую человеческую греховность, совершенно не укладывается в представления других церквей, и это не смягчается тем фактом, что саентологическая этика имеет много общего с идеями, превалирующими на Западе в светском обществе в конце XX века; идеей, допускающей гедонизм, делающей акцент на счастье человека и поощряющей людей реализовывать свой полный потенциал. Даже многие нерелигиозные люди, которые не отклоняют гедонистического отношения к миру, не готовы признать религией учение, которое отказывается клеймить всех людей как грешников. Вряд ли они сознательно принимают традиционное христианское положение, однако они отрицают религию, которая настолько отличается в этом фундаментальном вопросе. Таким образом, поскольку некоторые люди ещё не готовы оставить традиционный взгляд на мир, и поскольку другие люди полагают, что хотя сами они и не придерживаются этой морали, но религия должна это делать, очень разные группы из широкой публики объединяются в своём противодействии новой религии Саентологии.

VII. Перемены в обществе, их отражение в религии
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ