I. Введение

Каково определение религии? Даже признанные и традиционные, государственные религии (а не все политические структуры признают религии) часто обращаются к своим истокам в попытках доказать, что только они являются истинными религиями. Любой, кто говорит: «Мой Учитель — величайшее из воплощений Бога» или «Только он достиг просветления», без сомнения, невежествен. Судить о достигших полного просветления духовных лидерах дано лишь их ученикам, достигшим полного просветления. Любой ученик, достигший просветления, всецело предан своему учителю, наставнику или гуру, который показал ему путь к просветлению, но он всегда почтительно относится к другим божественным воплощениям и духовным учителям.1

«С годами на Западе было создано так много разных определений [религии], что перечислить даже малую их часть не представляется возможным», — говорится в «Энциклопедии религии» (Мирча Элиаде. Издательство Макмиллан. Лондон/Нью-Йорк, 1986, стр. 283). Поэтому я должен ограничиться некоторыми характерными особенностями религиозных переживаний и знанием того, что религии имеют глубокие культурные и социальные корни.

В наиболее общем смысле религия — это стремление человека установить связь с «божественным» и, в сущности, объединиться с ним, что зачастую предполагает или приводит к богослужению.

Для христиан это означает возврат к периоду, предшествовавшему «грехопадению человека», что, как они верят, возможно через Сына Божьего Иисуса Христа. Иными словами, религия (Иисус) объединяет и является символом объединения Бога и Человека. Однако основная проблема религии состоит в том, что теологи каждой религии рассматривают её по-разному. Можно сказать, что религия объединяет, а теология разъединяет. Тем не менее, теология необходима для того, чтобы понять как религию в целом, так и отдельные религии.

В своей книге Das Heilige («Святой») Рудольф Отто (1869–1937) определяет сущность религиозного сознания как благоговение, уникальную смесь трепета и ощущения волшебной силы божественного. Ссылаясь на опыт Индии, Марокко и собственной страны, он пришёл к выводу, что все люди время от времени верят в «абсолютную инаковость».

Мирча Элиаде (1907–1986) добавляет, что знание о Боге не ограничивается опытом. Во всём мире оно выражается в символизме и обрядах. Символы, обряды и переживания выливаются в поиски ответа на вопрос, почему человек поступает именно так, как он поступает. Символы и обряды уходят своими корнями в мифологию.

Учитывая эти определения, я использую две общие формулировки, касающиеся главных характерных признаков религии. На первую ссылался доктор Райнер Флэш (Марбург) на стр. 27 в «Acta Comparanda II» (Антверпен, 1987): «Под новой религией мы понимаем религиозное течение, сосредоточенное на новом учении и новом культе, а также новую общину, созданную на базе этих двух элементов».

Второе утверждение или определение, касающееся религии гернгутеров, я беру у доктора В. Лутьехарма (Брюссель) из его исследования, посвящённого Цинцендорфу и божественному, в котором он утверждает, что все религии являются продуктом эволюции (Brusselse Theologische Studies, №1, 1976, стр. 6): Когда люди, объединённые общими переживаниями, собираются вместе, чтобы поклоняться чему-то, появляется религия. Когда эта группа людей делает это своим обычаем, можно говорить о какой-то конкретной религии, Religionsanstalt (религиозной организации). Когда кто-то берёт на себя руководство, становится во главе и говорит этим людям, что все они должны поступать определённым образом, а не иначе, тогда можно говорить об отдельной конфессии или секте. И, наконец, когда кто-то предпочитает поступать по-другому, он даёт рождение новой секте. Таким образом, все люди поклоняются Всевышнему «das uns so einen Schauer macht» («что приводит нас в трепет»).

Таким образом, в религии мы рассчитываем обнаружить связь или объединение с божественным и трансцендентным, учение, практику, символы, обряды и переживания, связанные с этой трансцендентной областью, равно как и группу лиц, объединённых общими верованиями и практиками.

II. Обзор Саентологии
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ