IV.
ЦЕРКОВНАЯ ОБЩИНА

Как и каждая известная мне религия, Саентология имеет общинную жизнь и церковную организацию, которая функционирует как для поддержания, так и для выражения системы верований и способствования развитию религиозных обычаев. В экклезиастическом смысле Церковь Саентологии скорее иерархическая, чем конгрегационалистская по своей организации. Конгрегационалистские религии осуществляют власть, проводя местные выборы священников церквей, вынося на голосование изменения в системе верований (кредо) и религиозных обычаев, а также в формах церковного правления. Большинство протестантских вероисповеданий в Соединённых Штатах являются конгрегационалистскими по форме правления. Они осуществляют власть, так сказать, снизу вверх. Иерархические религии, в противоположность этому, осуществляют власть с помощью назначения и делегирования сверху вниз, либо от центральной религиозной личности, например, римского папы в католичестве и далай-ламы в тибетском буддизме, либо от центрального исполнительного органа, например, синода епископов или совета старейшин. Моё исследование Церкви Саентологии показало, что она следует классическому иерархическому типу формы церковного правления.

Саентология имеет общинную жизнь и церковную организацию, которая функционирует как для поддержания, так и для выражения системы верований и способствования развитию религиозных обычаев.

Ниже я привожу краткое описание организации Церкви Саентологии. Л. Рон Хаббард, который умер в 1986 г., был и остаётся единственным источником религиозной доктрины и технологии Саентологии, в том числе высших уровней ОТ. Высшая духовная власть в Церкви Саентологии осуществляется Международной Церковью Саентологии (Church of Scientology International, или CSI) и Центром религиозной технологии (Religious Technology Center, или RTC). CSI — это материнская церковь, основная деятельность которой состоит в распространении саентологического вероучения по всему миру. В свою очередь, наиболее важная функция RTC заключается в сохранении, поддержании и защите чистоты технологии Саентологии и обеспечении её правильного и этичного применения в соответствии с принципами веры. Функции RTC очень похожи на Конгрегацию доктрины веры в католичестве.

Международные саентологические миссии (Scientology Missions International, или SMI) играют роль материнской церкви для миссионерских церквей во всем мире. Эта структура очень похожа на Первую Церковь Христианской Науки в Бостоне, которая является материнской церковью для всех остальных церквей Христианской Науки. Во всех спорах относительно доктрины Церкви RTC является апелляционным судом последней инстанции, подобно тому как Ватикан и его конгрегации являются апелляционными судами последней инстанции в римском католичестве.

Здесь также необходимо упомянуть Морскую организацию. Морская организация состоит из членов Церкви Саентологии, которые дали обеты службы «на миллиард лет», выражая своё намерение служить Церкви как в этой жизни, так и в бессчётных будущих жизнях. Морская организация стала для Саентологии тем, чем иезуиты являются для католичества. Из рядов Морской организации вышло почти все руководство Церкви.

Иногда Саентология описывает себя как «прикладную религиозную философию». Некоторые люди использовали это выражение, чтобы доказать, что Саентология не является религией. Но, как отмечалось выше, моё исследование учения Церкви и беседы с её членами показывают, что Саентология обладает всеми признаками, присущими религиям во всём мире и на протяжении всей истории, т. е. высокоразвитой системой верований, установившимися религиозными обычаями и иерархической формой правления. Более того, слово «философия» может иметь несколько значений и не является несовместимым со словом «религия». Буквально слово «философия» означает «любовь к мудрости», а каждая религия, известная человечеству, проповедует определённый вид «мудрости» или понимания конечной истины. Мои беседы с саентологами показали, что приверженцы считают, что слово «философия» означает конечный смысл жизни и вселенную в религиозном смысле этого слова. «Философия» Саентологии основана на вере в то, что душа бессмертна и имеет вечную судьбу. В использовании философских концепций и в особом значении, которое придаётся применению её учения, Саентология нисколько не отличается от любой другой известной мне религии. Религия всегда связана с философией. В своём великом труде «Сумма теологии» Св. Фома Аквинский, величайший теолог в истории римского католичества, использует бессчётные философские идеи, термины и конструкции, заимствованные у греческого философа Аристотеля, и настаивает на моральном применении этих «философских» понятий; однако никто не пытается классифицировать этот труд в качестве чего-либо иного чем религиозный трактат высшего порядка. Выражение «прикладная религиозная философия» никоим образом не умаляет религиозного характера Саентологии, которая является подлинной религиозной верой в полном смысле этого слова.

Моё исследование учения Церкви и беседы с её членами показывают, что Саентология обладает всеми признаками, присущими религиям во всём мире и на протяжении всей истории, т. е. высокоразвитой системой верований, установившимися религиозными обычаями и иерархической формой правления.

Западные религии, в частности, иудаизм, христианство и ислам, традиционно были эксклюзивными по своей природе. Каждая из этих религий претендует на то, что она является единственной настоящей религией в силу её собственного уникального религиозного закона, спасителя, пророка, пути к спасению или интерпретации конечного смысла жизни и истины. В целом эта эксклюзивная особенность отсутствует в восточных религиях, например в индуизме, буддизме, конфуцианстве, синтоизме и даосизме. На Востоке одна и та же личность может прийти в мир как синтоист, при жизни соблюдать обряды как синтоизма, так и христианства, быть похороненной по буддийскому обряду и при этом не быть поставленной перед «выбором», какая религия является «правильной». Сегодня даже западное христианство частично теряет свой эксклюзивный характер, о чем свидетельствуют межрелигиозный теологический диалог и межобщинные богослужения, в которых все больше и больше принимают участие приверженцы различных вероисповеданий. Такой плюрализм вероисповеданий нисколько не удивителен и вполне понятен специалистам по религии, которые изучают современную практику на личном опыте. Хотя в Саентологии наблюдается несомненная близость как с индуистскими, так и с буддистскими традициями, она не является ни чисто инклюзивной, ни, в сущности, полностью эксклюзивной. Саентология не требует от своих членов отказа от прежних религиозных взглядов или членства в других церквях или религиозных орденах. Это вполне соответствует современной тенденции к плюрализму. Тем не менее на практике саентологи обычно полностью погружаются в саентологическую религию, вплоть до исключения любой другой веры. В любом случае открытость и доступность для приверженцев других религиозных традиций никоим образом не умаляет специфической религиозной самобытности Саентологии.

V. Саентологическое богослужение
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ