Цель данного исследования — рассмотреть Саентологию с точки зрения социологии.

Вопрос заключается в том, является ли Саентология религией, и если да, то к какому типу религий она относится? В этой статье мы попытаемся частично ответить на эти вопросы.

Мы также опишем некоторые аспекты Саентологии, относящиеся к её сегодняшнему состоянию. Наш труд не является ни полемическим, ни апологетическим.

I. Является ли Саентология религией?

I.I. Что мы подразумеваем под религией?

Данные размышления не ставят перед собой цель открыть фундаментальную дискуссию об определении религии как таковой. Мы тем не менее можем представить рабочую точку зрения и прийти к соглашению о минимальном наборе характерных черт, которые можно найти в большинстве религий. Мы отдаём себе отчёт в том, что эта точка зрения на данный момент игнорирует дискуссию по определению религии, вызванную новыми формами религий. Мы можем согласиться с Брайаном Уилсоном, что религия включает в себя:

  • Космологию, в которой вселенная приобретает смысл по отношению к одной или более сверхъестественных сил. Концепция человека выходит за пределы его земного существования. Есть «до» и есть «после». Конечный характер человека не признаётся.
  • Нравственность, которая проистекает из этой космологии. Она содержит указания и нормы в соответствии с предполагаемым смыслом вселенной.
  • Средства, которые вводят людей в контакт со сверхъестественной первоосновой: молитвы, религиозные обряды, методы медитации.
  • Религиозную общину последователей — какой бы маленькой она ни была, — которая способна поддерживать и воспроизводить верования и заботиться о преимуществах спасения.

Комбинация этих элементов позволяет отличить религии:

1) от деистических философий, которые дают космологию и смысл существования, но не предназначены для того, чтобы соединять человеческие существа со сверхъестественными силами;

2) от индивидуальной магии, предназначенной для получения эмпирических результатов через использование эмпирических методов;

3) от деистических организаций, таких как масонство, которое признаёт существование Великого Архитектора Вселенной, но чьи церемонии не направлены на установление связи человека с ним.

I.II. Содержание Саентологии

Саентология включает в себя космологию, антропологию, этику, религиозные церемонии, метод одитинга, метод очищения тела, методы обучения и теорию общения.

Космология: сверхъестественное в Саентологии

Основатель Саентологии, Л. Рон Хаббард (1911–1986), возрождает тезис об изначальных духах. Он утверждает, что до рождения вселенной существовали духи, которых он называет «тэтанами». Они были бесплотными, не имеющими массы созданиями без временных границ, не занимающими мéста в пространстве, всеведущими, всемогущими, неразрушимыми, бессмертными и способными создавать всё. Эти неосязаемые существа вместе с Высшей Сущностью создали вселенную. В процессе созидания они попались в собственную ловушку и увязли в созданном ими — и особенно в человеке, — то есть в материи, энергии, пространстве и времени (сокращённо МЭСТ, физической вселенной), забыв, что они и были её создателями. Таким образом, они утратили своё могущество и всезнание и стали уязвимыми человеческими существами. С того времени они возвращались жизнь за жизнью, поселяясь в разные тела. Сегодня тэтаны забыли о своей подлинной духовной индивидуальности и полагают, что они являются человеческими телами. Следовательно, человек имеет духовное происхождение: он является совокупностью тела, разума и тэтана.

Это гностическая версия падения совершенного человека в несовершенство и перенос на другой контекст греческой драмы, в которой Боги вмешиваются в дела людей и попадают в ловушку.

Освобождение должно положить конец непрерывному ряду жизней. Саентология хочет приблизить человека к состоянию первоначального тэтана.

Динамики и этика

Саентология имеет дело с движущей силой Вселенной и смыслом существования.

Вселенная мотивируется динамическим побуждением, которое является силой, способствующей выживанию, — таков принцип существования. Это побуждение различается у разных индивидуумов и групп. Оно зависит от физиологии, окружающей среды и опыта. Оно влияет на стремление человека к жизни, к активности интеллекта, рассматриваемого как способность индивидуума, группы людей или народа решать проблемы, связанные с выживанием.

Саентология имеет дело с движущей силой Вселенной и смыслом существования.

Нравственность индивидуума рассматривается с точки зрения действий, которые он совершает для выживания. С такой точки зрения хорошо то, что полезно и помогает, а плохо то, что направлено против выживания. Как можно увидеть, саентологическая этика — это не набор рекомендаций (согласно Бергсону — закрытых моральных принципов). Она является результатом понимания и подлинного усвоения смысла жизни, который действует как личный ориентир. Это открытая система моральных принципов.

В Саентологии, как в духовно ориентированной группе, отсутствует понятие «грех». Существуют ошибки, которые разрушительно действуют против человека, семьи, общества, Бога. Задача этики отчасти состоит в том, чтобы распознать и исправить неправильные действия или бездействия.

Динамическое побуждение становится более сложным по мере усложнения организма. В «нормальном» (неаберрированном) человеке она разбивается на восемь областей, которые соответствуют определённым целям:

1. Динамика самого себя, которая состоит из побуждения индивидуума к тому, чтобы выживать, получать удовольствие и избегать боли. Она имеет дело с пищей, одеждой, жилищем, личными амбициями и общими целями индивидуума.

2. Динамика секса, которая руководит процессом воспроизведения.

3. Динамика группы, которая управляет общественной жизнью. Она стимулирует поведение, направленное на поддержание выживания группы, в которую входит индивидуум.

4. Динамика человечества, которая охватывает выживание вида.

5. Динамика жизни, которая побуждает личность работать для жизни как таковой, то есть для всех живых созданий: растений и животных.

6. Динамика физической вселенной — это индивидуальное стремление к увеличению выживания материи, энергии, пространства и времени.

7. Динамика мысли — это индивидуальное стремление к выживанию в качестве мысли и в качестве духовных существ.

8. Динамика универсальной мысли — это стремление к выживанию Создателя или Высшей Сущности.

Первые четыре Динамики связаны с Дианетикой. Остальные, добавленные в начале 1950-х годов, имеют метафизическую природу, и ими занимается Саентология (отличия приведены ниже).

Последователей призывают жить в согласии со всеми динамиками. Проверочные списки для самоизучения помогают им оценить своё состояние по отношению к каждой из них. Помощь священника: он ищет средства для исправления несовершенных состояний.

Антропология Саентологии

Учение Л. Рона Хаббарда включает в себя концепцию индивидуума, в котором тесно связаны тело и разум.

На основании своих исследований разума и человеческой природы, Л. Рон Хаббард в 1950 году написал свой труд «Дианетика: современная наука о разуме», который сразу же стал бестселлером и послужил толчком к образованию дианетических организаций. В то время Дианетика обращалась исключительно к разуму как к средству облегчения или освобождения индивидуума от душевной травмы. Позже, в начале 1950-х годов Хаббард, продолжая свою работу, вошёл в сферу духовных исследований, после того как обнаружил, что человек является бессмертным духом, который прожил бесконечное число жизней и который простирается за пределы физических измерений. Первая саентологическая церковь была основана в 1954 году.

Позже, в начале 1950-х годов Хаббард, продолжая свою работу, вошёл в сферу духовных исследований, после того как обнаружил, что человек является бессмертным духом, который прожил бесконечное число жизней и который простирается за пределы физических измерений.

В Саентологии разум можно сравнить с компьютером, который имеет два основных компонента: аналитический ум и реактивный ум.

Аналитический ум представляет интеллект, нечто никогда не ошибающееся, что считается центром осознания индивидуума («Я» или исходной личностью). Этот анализирующий компонент аналогичен компьютеру, работающему с ощущениями (раздражителями, поступающими из внешнего мира), мысленными образами и воспоминаниями, содержащимися в стандартном банке памяти. Этот банк памяти от момента рождения до смерти — как во время бодрствования, так и во время сна — получает информацию, передаваемую различными органами чувств, которую он хранит полностью, в хронологической последовательности, в различных файлах (слуховых, визуальных, осязательных и т. д.). Эти файлы хранятся и находятся в распоряжении аналитического ума, который работает постоянно. Он непрерывно получает копии сохранённых факсимиле, оценивает их, сравнивает, чтобы получить правильные ответы на проблемы, возникающие перед индивидуумом. Для того чтобы выполнять рутинные задачи, такие как ходьба, печатание на машинке и т. п. без использования бесполезной информации, он создаёт готовые к работе контуры, управляющие теми функциями, которыми человек овладел. В принципе, аналитический ум — это своего рода разновидность рационального безошибочно работающего компьютера, который не вызывает психических или психосоматических расстройств.

Аберрированное поведение возникает благодаря реактивному уму, который хранит инграммы. Последние — это не совсем воспоминания. Они — полная запись во всех деталях всех ощущений, полученных индивидуумом в момент боли, полной или частичной потери сознания, такой как обморок или анестезия.

А. Одитинг

Важнейший религиозный ритуал Саентологии известен как одитинг. Для саентологов одитинг — систематизированный духовный путь. Что это?

Одитинг позволяет индивидууму восстановить все события в этой жизни, а также в прошлых жизнях, на траке времени. Как было выявлено, наиболее важные из событий — это травмирующие события, во время которых было забрано некоторое количество энергии, что уменьшает способности из-за блокирования действия и рационального мышления. Воспоминание этих событий и прохождение через них освобождает (с помощью абреакции) энергию, которая была привязана к инциденту и которая таким образом становится доступной. Это приводит к ощущению благополучия. Более того, прошлые события рассматриваются как источники физических и психических болезней. Считается, что их распознавание и работа, которую выполняет с ними человек, получающий одитинг, приводит к их стиранию. Например, тот, кто испытывает боль, может узнать во время одитинга, что он был задушен в прошлой жизни. Проходя травматический инцидент, он освобождает боль, сопровождавшую этот инцидент. Это напоминает создание персональных мифов в ходе лечения шаманом, обсуждавшееся Леви-Строссом в его книге «Структурная антропология» (Anthropologie structurale).

В терминологии Хаббарда саентологический одитинг использует возможности аналитического ума для освобождения реактивного ума от его разрушительных инграмм, которые препятствуют способности восстанавливать силу тэтана во плоти.

Результатом одитинга являются две вещи: первое — посредством исследования прошлого, он быстро показывает посвящённому, что он является всемогущим духом во плоти, ограниченным человеческой оболочкой; второе — стирание инграмм приводит к состоянию «Клир».

Удаление инграмм помогает восстанавливать индивидуума. Это проявляется в увеличении жизненной силы, в возрастающих способностях к выживанию, сопровождаемых ощущением могущества и лучшими возможностями, которые могут быть измерены по шкале тонов.

Для саентологов одитинг является формой пасторской консультации. Брайан Уилсон разделяет эту точку зрения (см. «Саентология», 1994), считая, что Саентология наглядно демонстрирует систематизацию отношений с духовным, склонность к которой можно найти в «методизме». Для нас это форма рационализации религиозной жизни.

Для саентологов одитинг — это прежде всего духовный поиск, который открывает доступ к духовной, бессмертной части человека, как это происходит в восточных религиях.

Через одитинг человек лучше осознаёт свою духовность и свои взаимоотношения с Высшей Сущностью.

Именно в процессе одитинга тэтан убеждается в своём бессмертии и может расти духовно. Через одитинг человек лучше осознаёт свою духовность и свои взаимоотношения с Высшей Сущностью. Одитинг также позволяет человеку лучше понимать все восемь динамик и придаёт способность действовать сообразно с ними.

Некоторые критики этой религии приравнивают Саентологию к некоторой форме психотерапии. Однако методы и ритуалы Саентологии отличны от психотерапевтических, и они ставят перед собой совершенно другие цели: психотерапия имеет дело с разумом; цель же Саентологии — спасение духа: 1. Одитируемый индивидуум приходит к пониманию дуализма человека и через открытие прошлых жизней осознаёт неизменность единой первоосновы на протяжении всех жизней; 2. Саентология также имеет дело с тэтаном. Благодаря избавлению тэтана от ментальной и телесной массы, тот восстанавливает свою первоначальную силу; индивидуум, которого представляет тэтан, может стать «вживе освободившимся» (jivan mukti, дживанмукта).

Б. Религиозное обучение

Другой основной религиозный обряд в Саентологии называется обучением. Он заключается в интенсивном изучении Саентологических Священных Книг для духовного просвещения и для подготовки в качестве саентологического духовного лица.

Саентологи полагают, что они должны использовать своё духовное осознание во всех жизненных ситуациях. Они находят этот путь посредством изучения Саентологических Священных Книг. Это напоминает изучение для просвещения, которое мы находим в других религиях, например: изучение Талмуда в иудаизме, изучение учения Будды и изучение эзотерических писаний. Более того, в соответствии с их учением, одитинг и обучение идут рука об руку. Саентолог должен одновременно развивать свои способности, расширять свои обязанности и углублять свои познания. Индивидуум открывает, что он может действовать с могуществом тэтана во плоти и общаться с другими духовными существами. Например, во время обучения саентологи учатся также «одитировать», чтобы увидеть процесс роста духовности в других и выполнить свою обязанность верующих.

В. Церемонии

Церковь Саентологии практикует ряд религиозных церемоний, которые можно найти в других основных религиях: церемония наречения, воскресные службы, обряды бракосочетания и погребения.

Г. Организация

Церковь Саентологии имеет сложную организационную структуру, характерную для современной цивилизации, и включает в себя большое количество организаций. Каждая религия заимствует свою организационную форму у той эпохи, в которой она возникает. Появившиеся раньше Свидетели Иеговы унаследовали организационные методы от индустриальной эпохи, Саентология же приняла организационный стиль, характерный для постиндустриального общества.

Цель организации — предоставлять и воспроизводить преимущества спасения. Это служит пересечению национальных границ и расширению в мировом масштабе.

Д. Духовные консультации

В Саентологии имеется группа посвящённых в духовный сан священников, которые отправляют обряды и проводят одитинг.

II. Кто такие саентологи?
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ