Саентологии присущи характерные черты религии. Она включает в себя теологическую систему, набор упражнений, который даёт возможность достичь духовной составляющей в каждом человеческом существе, «очень бюрократическую» структуру церкви, а также религиозные ритуалы. Несколько авторов до нас, даже настроенных более критично, не сомневались в её религиозной природе. Это такие авторы, как Мишель-де-Сёрто, Рой Уоллис, Брайан Уилсон, Гарриет Уайтхед, Лонни Д. Кливер, Фрэнк К. Флинн.
Мы нашли следующие черты:
1. В ней содержатся методы, которые ставят своей целью создать путь к свободе как к «здоровому духу в здоровом теле». Л. Рон Хаббард и саентологи заходят очень далеко в рационализации религиозной жизни и её инструментализации. Наиболее часто эта религия обоснованно сравнивалась с Буддизмом. Некоторые определяют её как «технологический Буддизм». Другие находят сходство с Методизмом благодаря систематическому характеру одитинга (духовной консультации).
2. Она даёт возможность последователю придать смысл космическим, историческим и личным событиям; она предлагает верующему убеждение, что у него есть ключ к личному и групповому спасению; она даёт возможность индивидууму распоряжаться своей жизнью, а не становиться результатом воздействия внешних факторов.
Л. Рон Хаббард не был пророком, который претендовал на путь спасения, вытекающий из богооткровения; он предстал как духовный исследователь, который шаг за шагом создал метод спасения, являющийся путём к «постижению».
3. Л. Рон Хаббард не был пророком, который претендовал на путь спасения, вытекающий из богооткровения; он предстал как духовный исследователь, который шаг за шагом создал метод спасения, являющийся путём к «постижению».
4. Саентология опирается на личный опыт, в чём-то мистический, который предоставляет человеку возможность контактировать с его собственной духовной природой. Она предполагает наличие «религиозной виртуозности», то есть важного обязательства перед собой, и, таким образом, не является религией массового поклонения.
5. Саентология имеет характер религии «этого мира», напоминающей Сокка Гаккаи (Sokka Gakkai), в которой честно заслуженный успех в бизнесе представляется признаком позитивной духовной эволюции. Мы также можем провести параллель между этикой Саентологии и этикой традиционного Протестантизма. В последнем случае успех в мирских делах свидетельствует о наличии добродетели, а в первом он является внешним проявлением работы индивидуума над собой, над своими религиозными и моральными принципами, которые в основном заключаются в технических приёмах психологического освобождения индивидуальной духовности и применения очень конкретных систем нравственности.
6. Саентология не является сектой: она не есть нечто эксклюзивное, и последователи не обязаны отрекаться от своей бывшей религии, хотя большинство исповедует только Саентологию.
7. В соответствии с брошюрой, опубликованной Всемирной Церковью Саентологии в 1994 году по случаю её 40-й годовщины, религиозный характер Церкви Саентологии был заявлен с начала 1950-х годов. Международная Церковь Саентологии со штаб-квартирой в Лос-Анджелесе описывается как Материнская Церковь (так же, как Бостонская для Христианских Учёных). В книге приводятся ссылки на прихожан и на религиозное братство, пасторскую службу и связанные с церковью благотворительные деяния. Более того, во время проведённых нами недавно интервью с саентологами религиозный аспект подчёркивался всё сильнее и сильнее. Путём усиливающегося провозглашения своей религиозной природы, Саентология привлекает людей, которые ищут религию, в то время как в начале она привлекала людей, желавших решить свои личные проблемы. По мере развития Саентологии Дианетика стала интегрированной частью целого.
8. Л. Рон Хаббард задумал утопический проект «Клирования планеты», который представляет общество, свободное от безумия, преступности и войн, в котором способный может процветать, честный — обладать правами и в котором человек свободен подняться до бóльших высот. Самопроизвольно применяемая Этика (открытая Бергсоновская мораль) будет устранять все несправедливости существования и будет усиливаться через восстановление тэты. Мир должен будет улучшаться по мере роста количества саентологов.
9. Саентология создана в современной действительности. Она берёт от неё определённые элементы — технические стороны, хорошо проработанный методологический подход, важность общения, благосостояние, понимание организации, личный опыт, — которые были смешаны с античными духовными традициями.
Л. Рон Хаббард и саентологи расширяют использование инструментов рациональности на службе мистическому пути, самопреобразованию и преобразованию мира. Вероятно, по этой причине её можно считать уникальной среди других религий.
Реджис Дерикбург
22 сентября 1995 года