Саентологические труды содержат некоторые аргументы, обосновывающие (узаконивающие) саентологическую религиозную доктрину Л. Рона Хаббарда, которую называют «прикладной религиозной философией». Осмысление аргументации показывает, что существуют параллели между Саентологией с одной стороны и идеалами и практикой современного западного общества — с другой.
Саентологическая доктрина, которая была задумана не как богооткровенная мораль, а скорее как результат правильного использования человеческого мышления, опирается на идеалы и ценности либерального общества: личный успех; нравственность конкуренции между индивидуумами во избежание варварского поведения; развитие экономического могущества, науки и технологии, которые обеспечивают улучшение личного благосостояния человека; вера в непрерывное развитие цивилизации, в человека и его потенциал, в возможность гармонии между личными целями и целями цивилизации вообще. Вера в эти идеалы обосновывается сущностью человека: человек хороший и, следовательно, стремится к тому, что хорошо, то есть к оптимальному выживанию. Если он терпит неудачу в том, чтобы стать более могущественным, или ему не удаётся придерживаться такой нравственности, которая содействует прогрессу цивилизации, то это происходит из-за того, что он страдает аберрациями, которые могут быть исправлены с помощью определённых методов.
Подведём итог: человек может вернуться к всезнанию и всемогуществу первоначальных духов и воспроизвести человеческую расу, подобную той, которая существовала в начале мира. Это разновидность регрессивной утопии, которая одухотворяет прогресс, делая его паломничеством к миру совершенных людей, который существовал на некой стадии в прошлом. Доктрина Саентологии призывает человека к ответственности и предлагает ему выбор между нарастающим варварством в обществе, если он не изменится, и могущественным обществом без войн и насилия, если он согласится исправить свои аберрации. Мы видим, что Л. Рон Хаббард ориентирует на персональную ответственность и предлагает путь к счастью, эффективности, процветанию и личному развитию, что недалеко от философии Просвещения, которая доминирует в наших высокоразвитых обществах.
Мы видим, что Л. Рон Хаббард ориентирует на персональную ответственность и предлагает путь к счастью, эффективности, процветанию и личному развитию...
Итак, мы видим, каким образом доктрина Саентологии соответствует эмпирической реальности в плане идей западных капиталистических обществ. Она также соответствует им способами привлечения новых членов и своей структурой. Метод религиозного обучения соответствует методам обучения, используемым в большинстве систем образования: уроки, курсы, практические упражнения. Система доктрин Саентологии схожа со знанием, уже усвоенным последователями: последователи считают, что она рациональна (ведь это представлено подобно научному доказательству с концепциями, гипотезами и аксиомами) и научна (существует набор объёмных книг, в которых задокументированы открытия Л. Рона Хаббарда вместе с его различными экспериментами, ошибками, проблемами и результатами). Система также позволяет каждому человеку овладеть методами, которые он может немедленно применить на практике в соответствии с ясным порядком приоритетов и получить предсказуемые результаты. Этот тип подготовки подобен по форме методам обучения, с которыми саентологи сталкивались раньше в школах или университетах.
Многие саентологи являются менеджерами, директорами фирм, специалистами, спортсменами или работают в шоу-бизнесе. Они обычно достигли, по крайней мере, общего уровня образования класса A, а часто выше. Благодаря полученному ранее образованию, вышеописанные черты Саентологии позволяют им чувствовать себя в них, как дома. Мы можем добавить, что Саентология также обсуждает угрозы, распространённые в современном обществе — насилие, войны, ядерную угрозу, загрязнение окружающей среды и т. д.
С другой стороны, жизненная сила, необходимая для достижения этих целей, отождествляется с Богом, что узаконивает движение в духовном плане. Во время воскресной службы капеллан провозглашает, что «восхождение к выживанию само по себе является восхождением к Богу». Мы можем найти здесь энергетическое представление о божественном, общее для многих различных метафизических движений.
Во вторых, для саентологов истинность Саентологии вытекает из работоспособности её технологии. Саентология верит, что человек, который применяет технологию этики и использует Саентологию, неизбежно будет жить лучше, повысит своё благосостояние и улучшит состояние здоровья, что олицетворяет успех. Случай отсутствия положительных результатов не дискредитирует технологию. Наоборот, любые очевидные неудачи побуждают индивидуума, который её применяет, внимательно рассмотреть свои несогласия, свои проблемы с отношениями в обществе и ошибки в использовании технологии. В любом случае ему предлагают настойчиво продолжать вопреки трудностям, так как саентологи полагают, что существует техническое решение любой проблемы. Саентология работает, если ей следовать правильно. Стандартную технологию можно узнать из саентологических текстов. Применение технологии жёстко стандартизировано: чтобы достичь желаемого результата, человек должен шаг за шагом следовать инструкциям, изученным с помощью обучения религии. Уверенность в истинности следует из практического испытания методов.
Саентология верит, что человек, который применяет технологию этики и использует Саентологию, неизбежно будет жить лучше, повысит своё благосостояние и улучшит состояние здоровья, что олицетворяет успех.
Успех подтверждает правомерность технологии и, следовательно, прикладной религиозной философии и духовных концепций, которые согласуются с ней.
Мы хотели знать, соответствует ли обоснование Саентологии, как она описывается в официальной литературе, представлениям самих саентологов. Для этого мы опросили 15 саентологов. Мы спросили их, почему они считают, что Саентология верна? Последователи этого движения, у которых мы взяли интервью, участвовали в нём от 5 до 20 лет. Все они были высокообразованными людьми. Их аргументы можно разбить на несколько категорий.
III.I. Прагматическое обоснование
Опрошенные саентологи полагали, что их верования были истинными потому, что они привели к ощутимым улучшениям в их собственной жизни, иногда полностью меняя их жизненную ситуацию. Они заявили, что их здоровье улучшилось, что их семейная жизнь стала более гармоничной. Они продолжали находиться в движении потому, что они увидели определённые результаты с самого начала. Для её последователей Саентология является полезной религией.
III.II. Вероятность в вере
Личная проверка истинности саентологических принципов оставляет пространство для «непроверенного». Многие саентологи признают, что они лично не проверяли подлинность всей доктрины Л. Рона Хаббарда на себе и что остаются определённые зоны гипотетической веры.
Вера в Бога обсуждается наиболее активно. Для некоторых существование Верховного Существа не вызывает никаких сомнений. Они говорят о внутренней убеждённости, очевидности существования Бога, которое позволяет ощутить отличия от «Бога Католиков» их детства. Другие контактировали со своими прошлыми жизнями во время одитинга, что привело их к мысли о бесконечном существе. Например: «Сначала я не осознавал этого, но по мере того, как проходил одитинг, я понял, что действительно есть восьмая динамика, которая существует и которая бесконечна; сначала я не знал о ней, но теперь я знаю, что она существует». Однако для большинства из них Бог (в их словаре — восьмая динамика) требует такого же подтверждения, как и другие верования. В определённое время они рассматривают Бога как вполне вероятную гипотезу: прежде всего, если они проверили часть учения Л. Рона Хаббарда, то нет причины, по которой оставшаяся часть могла бы не быть истинной. Например: «Я знаю, что существует создатель всего, этой вселенной... Я думаю, что есть Верховное Существо, это просто вопрос времени. Существует ли он по-прежнему? На том этапе, которого я достиг, я никак не могу этого знать. Это отчасти вера, отчасти знание, потому что, если вы сами удостоверились на 70 процентов в истинности предмета, вы полагаете, что вероятно, оставшаяся часть предмета тоже истинна»,— говорит саентолог с 20-летним стажем, которому 47 лет. Другие думают, что если саентологи на более высоких уровнях нашли Бога, то он должен существовать.
В то же самое время они признают, что они находятся в поиске, который для них не обязательно закончится таким же открытием. Для многих саентологов «восьмая динамика» остаётся миром, который должен быть открыт лично, чтобы полностью в него верить. Пока они ждут. Бог, вероятно, существует. Это можно назвать верой в вероятность.
III.III. Относительная истина
Когда личное исследование доминирует, истина всегда имеет отношение к стадии, достигнутой на саентологическом пути духовного развития. Две истины, упомянутые одним из этих опрошенных, иллюстрируют эту относительность: истина о том, кто находится вне времени и слов, и истина «здесь и сейчас».
III.IV. Соответствие
Саентологи заявляют, что их вера соответствует реальности. Один говорил, что находился в гармонии с реальностью, в то же время признавая, что он создал её сам и что она стала для него более естественной. Например, один из них осознавал саентологическую этику как такую, которая подходит для понимания других людей и взаимодействия с ними. Другая верующая говорила, что она нашла удовлетворительный метод реформирования общества. До её вовлечения в Саентологию она была воинствующей социалисткой. Она почувствовала, что нашла в саентологической технологии методы, в которых она нуждалась, чтобы «как следует реформировать общество».
III.V. Смысл жизни
Последователи заявляют, что их жизнь обрела смысл. Один из них говорил о себе, как о моряке, дрейфующем по океану под облачным небом без компаса и путеводных ориентиров до тех пор, пока он не нашёл карту и всё необходимое навигационное оборудование. Саентологи полагают, что они нашли смысл жизни и путь, чтобы двигаться вперёд. Один из них, бросивший изучение медицины, признаёт, что не видел смысла всех предпринимаемых им усилий, поскольку комфортное, свойственное среднему классу существование, к которому он приближался, показалось ему несовместимым с тем, что он осознал как смысл жизни, — смысл, который, по его словам, он нашёл в Саентологии.
III.VI. Ссылки на науку
В наших интервью мы не нашли ссылок на общепризнанные научные дисциплины в качестве доказательств доктрины или технологии саентологов. В этом явный контраст с
а) экспертными знаниями, необходимыми для лидерства и упомянутыми выше;
б) заявлением Л. Рона Хаббарда о том, что «Я должен смело встретить тот факт, что мы пришли к точке, в которой наука и религия встречаются. Начиная с этого момента мы должны перестать претендовать на то, чтобы иметь только материальные цели. Мы не сможем исцелять человеческую душу, если закроем глаза на этот факт».
Мы можем выдвинуть гипотезы о том, что:
а) совместимость с общепринятыми науками является официальной доктриной, считается признанным фактом, и саентологи не чувствуют необходимости его подтверждать. Или
б) обоснованность этого верования вопрос личного опыта, а не привязанности к официальной позиции;
в) саентологическая технология замещает науку.
Следует также отметить, что Церковь Саентологии изменилась по сравнению с тем временем, когда она только формировалась. Она определяет себя как специфическое религиозное движение; обоснованность, которую Церковь ищет сегодня, в меньшей степени базируется на позиционировании с наукой, чем ранее.
III.VII. Важность саентологической технологии
В Саентологию не столько верят, сколько занимаются ею. Фраза «занятия Саентологией» была использована неоднократно. В более ранних сериях интервью о том, чем является Саентология, последователи делали ударение на применение технологии. Во время последних интервью истинность учения опиралась на работоспособность технологии.
Саентология производит впечатление практической религии.
III.VIII. Ссылка на религиозную традицию
Те, кто был опрошен, говорили о религиозных традициях, чтобы указать на их недостатки. Никто не упомянул о связи между Буддизмом и Саентологией, хотя это утверждалось Л. Роном Хаббардом. Он подчёркивал их точки соприкосновения, но сетовал на недостаток эффективности Буддизма в реальном мире.
Это упущение сопровождает упущения науки. Верующие не ищут подтверждения обоснованности своих верований во внешних факторах. То, что они подтвердили это для себя, кажется им достаточным. Они не чувствуют необходимости ни подтверждать истинность своих верований перед другими в богословских терминах, ни становиться на позиции традиционного религиозного мышления, даже если Л. Рон Хаббард осознавал сходство между Саентологией, Буддизмом и различными мудрыми античными религиями.
Обоснование Саентологии некоторыми последователями слегка отличается от официальных документов. «Наука, основанная на несомненном факте» скорее является «наукой, основанной на несомненных фактах», которые принимаются только после подтверждения личным опытом. Из этого следует, что вера основывается на вероятности и имеет отношение к стадии, достигнутой саентологом на духовной шкале. С другой стороны, принимаются утверждения доктрины относительно технологии движения. Мы не имеем дела с видимыми доказательствами истины, которые ведут к определённой форме поведения, как это бывает в случаях обращения в религиозные веры с доктриной спасения души. В таких религиях верующие молятся, потому что они принимают структуру веры, которая рекомендует молитву. Саентолог добавляет один несомненный факт к другому, пока не получит достаточного доказательства истины. Один саентолог сказал мне, что предпочёл бы говорить о «непрерывном обращении в веру».
Выглядит также так, что эта вера является действенной верой (fides efficax), так как верующие заявляют, что они нашли в Саентологии средство понимания общества и преобразования как его самого, так и всего мира.