III. Церемонии и их значение

Обычно считается, что свадебная церемония — это религиозное действо, которое следует проводить в церкви. Однако свадебная церемония изначально не является религиозной. По сути, это договор между двумя согласными сторонами, заключаемый в присутствии двух свидетелей. Ранняя церковь понимала это и следовала в этом вопросе государственной практике на протяжении многих веков, хотя позднее церемония стала часто сопровождаться церковным благословением. Лишь после реформации Тридентский собор принял постановление о том, что браки христиан должны заключаться в церкви, под руководством священника. Современные протестанты и миссионеры, которые настаивали на том, чтобы новообращённые заключали церковные браки, следовали указам Тридентского собора. Несмотря на то что в христианской теологии брак считается одной из главных религиозных церемоний, священник и церковь здесь не столь уж важны для того, чтобы брак считался действительным. Участниками являются муж и жена, которых священник просит дать друг другу клятвы верности, и это вполне может быть сделано в религиозной манере.

Во многих странах, где существует христианская традиция, упор, тем не менее, делается на заключении браков в светских учреждениях под руководством работника ЗАГСа, магистрата или мэра. Даже в странах, где есть государственная церковь, браки могут заключаться или в другой церкви, или в ЗАГСе. Следовательно, мы не будем рассматривать церемонию бракосочетания, существующую в Саентологии, с целью обнаружить признаки религиозных верований и практик.

Куда более значительными службами являются церемония крестин (или наречения) и похоронная церемония. Верования, связанные c рождением и смертью, уходят вглубь истории и свойственны нашей человеческой природе. И потому церемонии, связанные с этими двумя событиями, стали общепринятыми в человеческом сообществе. В Саентологии говорится о тэтане. Это слово, которое придумано в Саентологии для обозначения бессмертной души, происходит от буквы «тэта», восьмой по счёту в греческом алфавите, причём, возможно, и потому, что эта буква имеет символическую овальную форму. Вот что говорится о первой службе: «Основная цель церемонии наречения — помочь тэтану сориентироваться. Ведь недавно он взял себе новое тело». Тэтана знакомят с его телом, родителями и крёстными. Совершенно ясно, что это религиозная, а не материалистическая церемония.

Точно таким же образом похоронная церемония, принятая в Саентологии, вполне претендует на то, чтобы считаться религиозной. Духовному существу желают благополучия в новой жизни: «Иди же ныне, дорогой (имя усопшего), и живи снова в более счастливом месте и в более счастливое время». Вера в духовную составляющую человека, которая продолжает существовать после его смерти, — это, возможно, самое древнее и самое распространённое религиозное верование человечества. Вероятно, нет такого племени или народа, где бы не существовало той или иной веры в жизнь после смерти. Наличие такой веры является совершенно отчётливым признаком религии.

Древние египтяне (а не современные, исповедующие мусульманство) верили в существование души и богов. Они были религиозными, как и буддисты, которые, строго говоря, не верят ни в то, ни в другое, по крайней мере, в понимании западного мира. Однако и у тех, и у других имелись религиозные ритуалы, к чему Саентология постепенно приближается.

IV. Религиозная природа саентологической веры
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ