РАЗДЕЛ V: СИСТЕМА МЫСЛИ

Саентология предлагает обширную и хорошо разработанную систему мысли, которая интерпретирует и объясняет различные аспекты человеческого опыта. В своём педантичном, ориентированном на изучение письменных работ подходе эта новая схоластика привлекательна для людей, любящих организовывать, выстраивать концепты, систематизировать и интеллектуализировать свой опыт. Она не учит специфическому концепту «Бога» или «Верховного Существа», хотя ссылается довольно впечатляюще — и туманно — на «Восьмую динамику», высшую из динамик в иерархии восьми видов отношений, в которые человек может вкладывать свою энергию, однако она мало что сообщает или объясняет о том, как действовать в отношении этой динамики и что можно ожидать там найти.

Однако Саентология учит очень ясно и определённо — или даёт возможность своим приверженцам открыть самим — что люди есть «духовные существа», которые будут продолжать существовать после смерти в других смертных телах. Это центральное учение или открытие, о котором почти все опрашиваемые говорили как о личном убеждении, само по себе является важнейшим отличием от нерелигиозных философий и психологии. Этот концепт характерен для нескольких религий и в то же время не относится ни к одной школе мысли, являющейся нерелигиозной.

Саентология предлагает обширную и хорошо разработанную систему мысли, которая интерпретирует и объясняет различные аспекты человеческого опыта.

И, что больше относится к делу, этот взгляд на реальность и то, что из него проистекает, кажется, удовлетворяет стремлению приверженцев Саентологии узнать конечный смысл жизни. Некоторые из опрашиваемых характеризовали себя как «искателей», которые пробовали одну религию за другой и не были удовлетворены, пока не встретились с Саентологией, и продолжают испытывать удовлетворение, занимаясь ею. Как выразился один человек: «Такие вопросы больше не беспокоят меня».

Хотя Саентология не имеет готовых конкретных ответов на все мыслимые теологические вопросы (не больше, чем их имеют некоторые признанные религии), она, похоже, в состоянии привить своим последователям уверенность в том, что существование наделено определённым смыслом и имеет место в ясно очерченных пределах, в которых целенаправленная деятельность человека возможна и эффективна.

С той точки зрения, что Саентология для своих последователей эффективно смягчает беспокойство (а то и даёт чёткие ответы) относительно конечного смысла жизни, она является религией, и функционально она очень эффективна. В Разделе IV выше предложен анализ религии, и это единственное необходимое и достаточное качество для определения религии, любой религии, а не какой-то другой деятельности человека. Не все пришли в Саентологию в поисках этого её продукта или религиозных услуг и не все достигли этого понимания, но это касается и всех остальных религий. Никто из опрошенных, испытывавших ранее замешательство в религиозных вопросах, не сказал, что это замешательство осталось, когда он занялся Саентологией. Возможно, были такие, кто был растерян, но не признал этого, а более вероятно, что те люди, которые испытывали неудовлетворение, просто отошли от Саентологии — как делают некоторые — и всё ещё продолжают поиски. Это не отрицает тот факт, что Саентология может выполнить функции религии для тех, кто остался её приверженцем.

Вдобавок к вышеупомянутым заключительным выводам, касающимся Саентологии, существуют и другие доводы, не являющиеся определяющими сами по себе, которые помогают усилить заключение о том, что Саентология является религией:

1. Исповедальный характер одитинга;

2. Учение (неважно, истинно оно в объективном смысле или нет) о том, что человеческие существа в основе своей хорошие;

3. Упор на этику в человеческих взаимоотношениях;

4. Способность избавлять людей от пристрастия к наркотикам;

5. Проведение персоналом Церкви церемонии бракосочетания с соблюдением всех установленных обрядов;

6. Акцент на оказание «помощи другим», результатом чего являются программы помощи пожилым людям, протест против «лечения» электрошоком и против проведения лоботомии как техник умственной гигиены и т. д.

Дин М. Келли
1980 г.
Обновлено: июнь 1996 г.

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ