РАЗДЕЛ III: НОРМЫ И РЕЛИГИЯ

Как сообщается, Налоговая служба США использует для определения религии список из 13 пунктов, который никогда не был официально принят в качестве правил. В нём содержится 13 оценок, признаков или критериев, причём нет необходимости соответствия им всем, как великодушно сообщает Налоговая служба, чтобы определить, что есть религия. (Источник: Брюс Хопкинс, «Закон об освобождении организаций от налога 134», [3 издание, 1979 год].)

1. «Определённая юридическая форма». Церковь Саентологии официально юридически зарегистрирована в США и других странах. (Некоторые признанные религии или церкви не зарегистрированы, такие как Епископальная церковь или Объединённая методистская церковь, по крайней мере на национальном уровне.)

2. «Признанное вероучение и форма культа». Церковь Саентологии имеет официальное Кредо, которое можно увидеть на стенах её учреждений. Как было указано выше, она не имеет поклонения в иудейско-христианском стиле и не претендует на это.

3. «Определённая и чёткая форма церковного управления». Как упомянуто ранее, Церковь Саентологии имеет разработанную систему организации и управления в местном, национальном и международном масштабе, но является ли эта система церковной, зависит от того, является ли организация «религиозной».

4. «Официальный кодекс доктрин и требований дисциплины». За исключением Римско-католического кодекса церковного права, следует сказать о том, что редко можно найти такое огромное количество материалов с изложением «доктрин и требований дисциплины», как в официальных директивах и руководствах по Саентологии. Являются ли «доктрины и требования дисциплины» Саентологии доктринами и требованиями дисциплины в том смысле, который вкладывает в эти понятия Налоговая служба, зависит снова от того, является ли их содержание «религиозным».

5. «Собственная религиозная история». Это также двусмысленный вопрос. У Саентологии действительно есть собственная история, начиная с момента её зарождения в начале 1950-х годов, — история, описывающая её развитие. Однако является ли это «религиозной» историей, зависит от того, является ли Саентология «религией».

6. «Членство, не связанное с любой другой церковью и вероисповеданием». Этот признак исключительности характерен в последнее время для большинства западных религий, но не для религий «мистерий», как было в Риме примерно с 200 г. до н.э.по 200 г. н.э., когда человек мог верить в Митру, в Изиду и Осириса, а также в Диониса одновременно. Исключительность не является характерной и для некоторых восточных религий. Саентология не претендует на то, чтобы быть «одной-единственной», в отличие от большинства западных религий, но в действительности она завладевает вниманием своих приверженцев, и это исключает слишком большой интерес к другим религиозным верованиям, поскольку она отвечает религиозным нуждам и интересам своих приверженцев.

7. «Полностью проработанная организационная структура из священников, посвящённых в духовный сан и прошедших соответствующую подготовку, которые совершают богослужение своей пастве». Если и есть что-то, чем изобилует Саентология, то это «посвящёнными в духовный сан священниками», которые «прошли соответствующую подготовку». Соотношение в ней «персонала», или занятых полный день и практикующих её представителей, к «мирянам» или тем, кто практикует неполный день, необычайно высоко. Есть «миссии», в которых персонал состоит из нескольких человек, есть «церкви» с десятками людей и есть основные центры, такие как центр в Лос-Анджелесе или в Клируотере, с сотнями людей, работающих в них. Сутью Саентологии являются курсы по «соответствующей подготовке», включая «Курс саентологического священника», который необходимо пройти всем, кто претендует на звание одитора. Фразу «совершают богослужение своей пастве» трудно применить в Саентологии, так как в ней нет взаимодействия один на один между священником и прихожанами, как это происходит в большинстве протестантских конфессий. Модель более напоминает Римско-католический приход, в котором несколько священнослужителей коллективно служат нескольким сотням или тысячам прихожан. (С другой стороны, несколько признанных религий, таких как традиционные Квакеры и Церковь Христа, не имеют вообще никаких священников, а некоторые не требуют никакого обучения для своих священников.)

8. «Собственная литература». У некоторых религий этого атрибута нет. В Саентологии он есть. У неё столько «собственной литературы», что её хватит, чтобы обеспечить ею всех саентологов дважды, — если считать это «религиозной» литературой.

9. «Установленные места поклонения». Имеется множество установленных Саентологией мест и учреждений по всей стране. Это не «места поклонения» в общепринятом смысле. Тем не менее, являются ли они местами для религиозной деятельности, зависит от того, является ли Саентология религией.

10. «Постоянные прихожане». Саентология имеет центры, куда регулярно обращается за духовной помощью постоянная публика, особенно это относится к курсам и консультациям. Коллективных собраний, на которые должна приходить большая часть прихожан для коллективной деятельности, в Саентологии немного. Те, кто записывается на курсы, подписывают форму, которая описывает кандидата как «члена Международной Церкви Саентологии», и ведётся учёт всех записавшихся на курсы. Большинство из этих записавшихся в течение более или менее длительного времени находятся на, казалось бы, бесконечных курсах и одитинге, называемых «Мост», причём высокие уровни могут достигаться только в Лос-Анджелесе и нескольких других центрах, а самые высокие — только в Клируотере (Флорида), где расположен главный штаб Церкви Западного полушария.

Таким образом можно сказать, что в каждом саентологическом центре имеется достаточно стабильный поток прихожан, и в том, как люди присоединяются к Саентологии, уходят из неё, в том, как этот поток прихожан продолжает существовать или приходит в упадок, он похож на «постоянную паству» более широко признанных религий. Являются ли эти «постоянные прихожане» настоящими прихожанами, опять-таки зависит от того, является ли Саентология религией.

11. «Регулярные религиозные службы». Как указывалось ранее и как ответили респонденты, Саентология проводит достаточно регулярные воскресные службы или что-то подобное. Хотя они не характеризуются как «поклонение», их можно определить как «регулярные религиозные службы», если Саентология является религией. Религиозные элементы, такие как одеяние священника, изменённый символический крест, духовные титулы и терминология выглядят скорее как заимствования из распространённых традиционных форм Христианства, а не как саентологическое изобретение.1 Но тогда нужно отметить, что многие новые религии заимствуют что-то у старых ради «защитной окраски». Баптисты и Квакеры в конце концов получили признание как религии, не прибегая к традиционным религиозным символам своего времени и без помощи духовенства, но им пришлось выдержать жестокие преследования. Новым религиям не стоит попадать в ловушки, в которые попадали более старые религии, чтобы выжить и стать признанными на их собственных условиях. В любом случае эти символические элементы никак не сказались на моём решении в отношении Саентологии о том, является она религией или нет.

12. «Воскресные школы для религиозного образования молодёжи». Свидетельства по этому пункту разноречивые и редкие. Некоторые информаторы говорят, что таких школ нет, но по крайней мере один человек сказал, что такие школы есть, и он посылал своих детей в такую школу в Детройте. Существуют религии, направленные только на взрослое население, и у них нет подобных школ. Критерий тоже сомнительный, ведь является ли обучение, предоставляемое в таких школах (если они существуют), «религиозным», зависит от того, является ли Саентология религией.

13. «Школы для подготовки своих священнослужителей». Саентология сама по себе — это огромная и разделённая на уровни «школа для подготовки своих священнослужителей», если подготовленных таким образом лиц считать «священнослужителями».

Большинство из перечисленных выше пунктов не являются определяющими, но сами основаны на том же вопросе: «Что такое „религия“?» Дефиниция, использованная в «Сообществе гуманистов», не была использована другими судами, хотя Верховный суд США, вероятно, придерживался такой же методики и заимствовал результаты её применения, признавая религию не по её содержанию или структуре, а по её функции. (Cм. «США против Сигера», 380 U.S. 163 [1965], «Уэлш против США», 398 U.S. 333 [1970], «Торкасо против Уоткинса», 376 U.S. 488 [1961].)

Критерии, выдвинутые Налоговой службой США, не только основаны на круговой логике, но и в высшей мере условны. Они были разработаны с благой целью отсеять мнимые религии, служащие прикрытием от уплаты налогов, но, как о них написал один комментатор:

«Эти критерии обычно требуют от организации иметь развитую религиозную структуру в соответствии с образцом, отражённом в большинстве основных общепризнанных религий. Они не признают сильного отхода от этой структуры, что имело место в нескольких религиозных организациях, признанных как американские церкви. Христос и группа его последователей, конечно же, не соответствовали этим критериям. Возможно, нет мудрости в том, чтобы давать дефиницию религии в её развитом состоянии, поскольку её раннее состояние не только наиболее подвижное и неопределённое, но обычно наиболее хрупкое и важное. Именно тогда, в этом зачаточном состоянии, эта конкретная религия и нуждается в благе религиозной защиты».

(Уортин, Шарон «„Религия“ и „религиозные учреждения“ с учётом Первой поправки», 7:2 Pepperdine Law Review, 344-345).

1. Гораздо более аутентичным в отношении её собственной истории является морской символизм, который пронизывает организацию. Сообщается, что эта традиция сохранилась с тех времён, которые Л. Рон Хаббард провёл в море вместе со своими ближайшими последователями. Ностальгия по морским временам увековечена в элитном подразделении под названием «Морская организация», члены которого носят квази-морскую униформу на работе и находятся в высших эшелонах руководства Церковью (наподобие того, как делали монашеские ордена в некоторые периоды Римско-католической церкви). Каждый член «Морской организации» подписал контракт на «миллиард лет», чтобы служить Саентологии в течение следующих жизней. Это, возможно, лишь символическое заявление, однако оно уникально для Саентологии и привносит вневременное измерение, которое не найти вне религиозных организаций. Даже другие религиозные традиции, которые рассматривают некоторые формы реинкарнации и продвигают, чтобы самые преданные члены их элиты посвящали им всё своё время и всю жизнь, не предполагают, что эта посвящённость будет продолжаться тысячелетиями.

IV. Определение религии
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ