XIX. Разнообразие среди религий: политеизм

Из приведённых выше примеров систем религиозных верований очевидно, что вера в высшее существо является неполноценным критерием религии. Несмотря на ещё сохраняющиеся застарелые предубеждения некоторых христианских комментаторов, под этим готово подписаться большинство специалистов по сравнительному религиоведению и социологов. Несмотря на отсутствие какой-либо концепции высшего божества или бога-создателя, Буддизму, Джайнизму или Индуизму не может быть отказано в статусе религии. Если эти примеры пантеистических и атеистических, но тем не менее бесспорно религиозных верований, представляют контраст с христианскими идеями о религии, то же самое относится и к политеистическим верованиям — даже при том, что они представлены не в такой чётко организованной или последовательной форме. Примером тому является Даосизм, который в настоящее время в целом рассматривается как религия в учебниках по сравнительному религиоведению. В отличие от описанных выше религий Даосизм опирается на поклонение природе, мистику, фатализм, политический квиетизм, магию и культ предков. На протяжении столетий он был официально признан в Китае в качестве государственной религии — с храмами, культом и духовенством. Он включает в себя представления о сверхъестественных существах, в том числе о Нефритовом императоре, Лао-Цзы, Лин-Бо (предводителе сверхъестественных существ) и Восьми Бессмертных китайского фольклора и — среди бесконечного числа духов — о Владыке города и Владыке очага. В Даосизме, однако, не существует верховного существа, бога-спасителя, как в Христианстве, и нет чётко выраженной теологии и космологии. Пример Даосизма иллюстрирует, что религии не возникают сразу же в полной мере развитыми системами верований, практик и организаций. Они проходят процессы эволюции во всех этих аспектах и иногда начинают включать в себя элементы, противоречащие более ранним представлениям. Наслоения мифов, ритуалов и изменения в организации — нормальное явление в истории религии, и некоторые из новых элементов порой лишь частично ассимилированы и далеко не всегда оказываются совместимы друг с другом.

XIXа. Различие между религиями: современный пример
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ