XVII. Разнообразие религий: Индуизм

Индуизм — это ещё одна религия, которая в своём чрезвычайном разнообразии не соответствует монотеистическим критериям религии, как она существует во многих западных странах. Индуизм в его классической форме можно характеризовать как форму недуалистического пантеизма, в которой Брахман является абсолютной, но безличной божественной сущностью, духом, который присущ всем существам. Брахман рассматривается как стоящий выше добра и зла. Его представляют не столько как создателя, сколько как вездесущую всепроникающую силу, из которой всё происходит и к которой всё возвращается. Он не только присутствует во всех вещах — он и есть все вещи. Освобождённая душа сливается с ним воедино и понимает, что ничего более не существует. Однако такая форма божества далека от той концепции божественной сущности, которую можно найти в христианском монотеизме. Более того, наряду с Брахманом встречаются другие множественные божества, которые, изменяясь и трансформируясь из одного в другое, демонстрируют политеистические аспекты Индуизма. Учитывая терпимость Индуизма к положениям и суждениям, которые — с точки зрения западной логики — обладают внутренними противоречиями, невозможно утверждать, является ли Индуизм пантеистическим или политеистическим, — он явно является и тем, и другим. В любом случае, он не проходит проверку на монотеистическую систему, в которой постулируется бог-создатель, дуалистическая космология и необходимость явного поклонения этому богу — таковы те устоявшиеся представления о том, какой должна быть религия, которые могут быть выдвинуты людьми, знакомыми только с иудео-христианско-исламскими традициями.

XVIII. Индуизм: школа Санкхья
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ