Как оставаться здоровыми | Центр ресурсов для профилактики

XI. Список вероятных черт религии

Далее приводится список качеств, которые, вероятно, будут обнаружены в каком бы то ни было движении (организации или системе учений), которое может считаться религией. Не все эти качества обычно обнаруживаются в каждом случае, и можно решить, в каком соотношении они должны присутствовать, чтобы та или иная система верований и практик имела право на религиозный статус. Принимая во внимание очень длительный период истории человечества, в течение которого возникали религии, данный список неизбежно отражает разнообразные тенденции, которые передают различные степени сложности религиозных идей, от очень специфичных квазимагических направлений, с одной стороны, до относительно абстрактных, с другой стороны, или, если можно так выразиться, бесплотных концепций основных религиозных вопросов и объектов. Вполне естественно, что, даже принимая во внимание внутреннее многообразие и отличия в широте познаний приверженцев, ни одна религия, по-видимому, не может охватить оба эти направления в равной мере, если вообще их возможно охватить. Следовательно, должно быть очевидно, что ни одна религия не способна соответствовать всем вероятным чертам религии из данного списка. Вероятные особенности религии таковы:

1) вера в силу (или силы), которые выходят за пределы нормального чувственного восприятия и могут даже включать в себя целый постулированный духовный порядок бытия;

2) вера в то, что такие силы не только влияют на природу и общественное устройство, но и напрямую воздействуют на них и, возможно, даже создали их;

3) вера в то, что в какие-то моменты прошлого происходили явные вмешательства сверхъестественного в дела людей;

4) вера в то, что сверхъестественные силы управляли человеческой историей и судьбой: когда эти силы изображаются антропоморфно, их обычно наделяют определёнными целями;

5) поддержание веры в то, что судьба человека в этой и в загробной жизни (или жизнях) зависит от отношений, установленных с этими трансцендентальными силами, или проходит в соответствии с ними;

6) часто (но не всегда) встречающаяся вера в то, что, хотя трансцендентальные силы могут произвольно диктовать судьбу индивидуума, этот индивидуум, ведя себя предписанным образом, может влиять на свой жизненный путь либо в этой жизни, либо в будущей жизни (жизнях), либо и в той, и в другой;

7) существуют чётко установленные действия для индивидуального, группового или представительского исполнения, а именно ритуалы;

8) существуют элементы умилостивляющего действия, с помощью которых индивидуумы или группы могут просить сверхъестественные силы об особой помощи;

9) восхваление, преданность, благодарность, почтение или повиновение выражаются верующими, а в некоторых случаях требуются от них обычно в присутствии символических образов сверхъестественного объекта (объектов) веры; такие проявления отношения представляют собой поклонение;

10) язык, объекты, места, величественные здания, а также периоды времени, которые особым образом отождествляются со сверхъестественным, становятся священными и сами могут стать объектами почтения;

11) регулярное исполнение ритуалов или церемоний, выражения преданности, празднования, посты, массовые покаяния, паломничество и воссоздание реальных событий прошлого или празднования, связанные с эпизодами земной жизни божеств, пророков или великих учителей;

12) отправление церковных обрядов и разъяснение учений вызывают у приверженцев религии ощущение единой группы и чувства доброжелательности, товарищества и общности;

13) нравственные нормы часто предписываются верующим, хотя рамки их различны: они могут быть изложены законническим и ритуалистическим языком или они могут быть составлены в соответствии с духом менее специфичной, высшей этики;

14) серьёзность намерения, неустанная преданность и приверженность в течение всей жизни являются обычными требованиями;

15) своим поведением верующие накапливают благие дела или грехи, за которые они затем получают воздаяния. Точная связь между действием и его следствием варьируется от автоматических последствий данных причин до веры в то, что личные грехи могут быть искуплены благочестивыми и ритуальными действиями, исповедью и раскаянием или особым заступничеством сверхъестественных сил;

16) существование особого класса религиозных должностных лиц, служащих хранителями священных объектов, священных писаний и мест; специалистов по учению, ритуалам и пастырскому руководству;

17) услуги таких специалистов обычно оплачиваются, будь то за счёт приношений, вознаграждений за отдельные услуги или посредством установленного жалования;

18) когда специалисты посвящают себя систематизации учения, обычно они заявляют, что религиозное знание даёт решение всех проблем и объясняет значение и цель жизни, часто включая предполагаемые объяснения происхождения и устройства физической вселенной и человеческой психологии;

19) обоснование религиозного знания и практики даётся со ссылкой на откровения свыше и традиции: новшества обычно объясняются восстановлением утраченного; и

20) утверждения об истинности учения и действенности ритуала не подвергаются эмпирическому испытанию, так как цели в конечном счёте трансцендентальны, а вера требуется как для целей, так и для произвольно выбираемых средств, рекомендуемых для их достижения.

XII. Религии как исторические явления
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ