XXIV. Традиционные секты

Строго говоря, чтобы движение считалось сектой, оно должно включать «отделившихся верующих», а именно лиц, которые в силу различия доктрин, практик или организации являются раскольниками по отношению к основному направлению церкви (церквей), главные традиции которой они в основном признают. Именно это признание и уменьшение со временем значимости их отличий позволило некоторым из тех, что ранее считались сектами, позднее получить более высокий статус и начать считаться деноминациями. Деноминации обычно относятся друг к другу с почётом и уважением. Их признают таковыми, когда проблемы, по поводу которых существовала напряжённость в обществе (а эта напряжённость — типичное обстоятельство для появления движений, которые называют сектами) разрешаются или рассеиваются. Так баптисты, «Ученики Христа», «Церковь Назарянина» и (в некоторых отношениях) даже методисты — все они являются примером превращения сект в деноминации. Постепенное признание статуса деноминации конкретного движения также указывает на рост терпимости в широком обществе по мере того, как — шаг за шагом — испытываемые этими движениями законодательные ограничения (в Европе) и социальное осуждение в конце концов ослаблялись.

Однако не все секты перерастают в деноминации, и многое зависит от обстоятельств их происхождения и типа их ориентации по отношению к тому миру, который определяет характер их учения. Такие секты, как Свидетели Иеговы и христадельфиане, которые основным центром внимания своих верований сделали раннее второе пришествие, скорее всего останутся в статусе сект и в напряжённых отношениях с широким обществом, особенно если они будут продолжать это активно проповедовать. Существуют ещё такие секты, как Закрытые (плимутские) братья, которые (хотя они также поддерживают идею раннего возвращения Христа) озаботились главным образом уходом из большого общества, рассматриваемое как скверное по своей сути, в свою собственную, исключающую других общину. Напряжённость, существующая между подобными сектами и властями и временами между сектами и обществом, обычно концентрируется не на каких-либо вопросах уголовного права, а на отказе членов сект выполнять гражданские обязанности, обычно требуемые от граждан. Например, они обычно отказываются из религиозных соображений от военной службы или, как в некоторых сектах, просят освобождения от выполнения функций присяжных, или отказываются от членства в профсоюзах в тех странах (Великобритания и Швеция), где в некоторых видах промышленности это членство является действительно обязательным или практически обязательным. Со временем в одной стране за другой такие религиозные права постепенно были предоставлены, как, например, право Свидетелей Иеговы в США не салютовать национальному флагу или не участвовать в пении национального гимна на школьных собраниях или на других общественных мероприятиях. Христианские секты, в этих и подобных случаях, часто боролись и выигрывали дела в национальных и даже иногда в международных судах; поступая таким образом, они расширили область религиозной свободы. Но, как и те секты, которые постепенно повысили свой статус до деноминаций, они часто — особенно в самые ранние дни своего существования — подвергались преследованию, дискриминации, травле и притеснению.

XXV. Оппозиция по отношению к новым религиям
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ