XIII. Разнообразие и обобщённое описание

Из сказанного выше следует, что зачастую нелегко дать обобщённое описание религии: хотя существование явления, с лёгкостью названное «религией», не вызывает сомнений, нужно признать, что существуют значительные различия по многим моментам среди многочисленных отдельных представителей этого явления. На Западе люди, которые беспокоятся о религии, нередко являются жертвами (часто не сознавая этого) предрассудков, берущих своё начало в христианских традициях. Когда же такие предубеждения отброшены, становится очевидным, что многие конкретные свойства, которые, исходя из христианской модели, считались бы непременным условием религии, на самом деле не встречаются в других системах верований. Поэтому в приведённом выше списке избегаются ссылки на высшее существо, так как для тхеравадских буддистов (и многих махаянских буддистов) это понятие не имеет смысла. Поклонение, о котором упоминалось выше, имеет совершенно различный смысл для буддистов и для заимствовавших его христиан, но даже внутри Христианства среди таких конфессий, как католики, кальвинисты, приверженцы Христианской науки и Свидетели Иеговы, существуют огромные различия в представлениях о поклонении. В этом списке не делается особого акцента на идеи, которые имели большое значение для истории Христианства, но гораздо меньшее значение — для многих других религий, в которых ортопраксия (правильное поведение) часто имела большее значение, чем ортодоксия (правильная вера). Нет упоминания и о душе (центральной идее ортодоксального Христианства), поскольку понятие души несколько спорно в Иудаизме и явно отвергается некоторыми отколовшимися христианскими движениями (например, адвентистами седьмого дня и свидетелями Иеговы — а каждое из этих течений имеет миллионы приверженцев по всему миру — и христадельфианами, а также теми пуританами, включая Джона Мильтона, которые были известны как моралисты, т. е. верующие, отрицающие существование бессмертной души). Не упоминается в списке и об аде, так как это ещё один элемент, которого нет в Иудаизме. Абстрактная идея жизни после смерти выражается с помощью существительных как в единственном, так и во множественном числе для того, чтобы согласовать две различные христианские идеи, а именно — переселения душ и воскрешения тела, а также несколько различные представления о реинкарнации в Буддизме и Индуизме. Таким образом, список составлен не только для того, чтобы указать на высоком уровне абстракции элементы религии, но и для того, чтобы облегчить с его помощью распознавание вопросов, характерных для религии.

XIV. Разнообразие религий: Буддизм
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ