Как оставаться здоровыми | Центр ресурсов для профилактики

IV. Заключение

Целью этого доклада было ответить на вопрос, является ли Саентология религией в религиозно-историческом и научном представлении. Мы не рассматривали вопросы, связанные с некоторым недостатком «божественности» и «эсхатологии», а также с наличием системы этики и политики реформ, поскольку отсутствие или наличие этих атрибутов не имеет практической пользы для научной оценки.

Основоположник религиоведения Е. Б. Тэйлор исключил из определения религии «веру в высшее божественное начало или в наказание после смерти». В этом отношении можно добавить, что в Саентологии не наблюдается никаких недостатков, бросающих на неё тень. Имеющиеся пробелы свидетельствуют лишь о том, что в данном случае мы имеем дело с религиозной структурой, выходящей за рамки теологии и христианской эсхатологии.

Чтобы продемонстрировать это, я приведу пример конкретного отличия от традиционной эсхатологической линии: при наличии понятия «тэтан» как бессмертного существа, жизнь которого перекрывает рамки любого исторического периода, эсхатологическая дискуссия о «смерти» теряет всякий смысл.

Я утверждаю, что Саентология является религией...

В заключении хочу отметить следующее: во-первых, Саентология является религией по признаку сходства с другими религиями, установленному в этом докладе. Кроме того, и в особенности в свете западного представления об отличии между «светским» и «религиозным», всё, о чём говорится в Саентологии, и всё, что делается в Саентологии, может и должно иметь смысл в нашей культуре только в том случае, если это понимается в религиозном смысле.

А именно, я утверждаю, что Саентология является религией по своему теоретическому содержанию; в силу наличия элементов доктрины спасения; в силу наличия в ней обряда, сопровождаемого «глубоким экскурсом в историю»; в силу стремления привлекать новых членов, свойственного пророческим религиям; и, наконец, в силу своей церковной организации, которая, кроме всего прочего, устанавливает отношения с государственными органами стран, где она находит одобрение среди граждан.

Дарио Саббатуччи
12 декабря 1983

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ