Как оставаться здоровыми | Центр ресурсов для профилактики

II. Содержание доктрины

1. В христианской культуре вся совокупность доктрин об основных духовных ценностях принимает форму теологии, поскольку всё в них связано с познанием Бога и его Воли. В данном же случае термин «теология» заменён термином и понятием «Саентология». Вместо знания (-логия) о Боге (тео-) мы имеем здесь знание (-логия) о знании (саенто-). Тем не менее, в обоих случаях целью познания является абсолют. Ведь в действительности это знание абсолютно. И хотя это знание, как можно видеть, требует изучения и применения, оно религиозно и выходит за рамки эмпирического знания о физической вселенной, пусть даже и считается, что оно способно оказывать на неё воздействие.

Содержание доктрины Саентологии строится на тенденции внутреннего созерцания, которая прослеживается и в христианской доктрине приобщения к Богу (поиски Бога в душе своей), характерной для эзотерических исканий. Одно из положений Церкви Саентологии Калифорнии, отражённых в учредительном документе Церкви, гласит: «Лучшим доказательством существования Бога является Бог, обретённый человеком в сердце его». Однако эксплицитная и имплицитная модель внутренних поисков в Саентологии представляет собой действие из ведической религии, которое начинается с медитации над Упанишадами.

В Упанишадах даётся следующая модель: духовная сущность вселенной, Брахман, отождествляется с духовной сущностью человека, атманом. Поэтому, осознав себя как атмана, человек может установить связь со вселенной, не обращаясь к богам, которые, как в любой политеистической религии, и есть сама вселенная в её различных формах и проявлениях. В Саентологии в роли атмана мы находим тэтана, который выполняет функцию «неизменной сущности», превосходящей любые случайные формы.

Понятие «тэтан» является основным в саентологической религии, так же как и понятие души в Христианстве.

2. Понятие «тэтан» является основным в саентологической религии, так же как и понятие души в Христианстве. Однако с целью отделить понятие тэтана от понятия души в Саентологии было придумано новое слово — тэтан, как более подходящее для новой религии.

Это новое слово отвечает двум противоположным требованиям: 1) быть совершенно новым, свободным от любой семантики, то есть быть несуществующим словом, не имеющим значения ни в каком из языков; 2) ограничить произвольность при изобретении нового слова таким образом, чтобы новое слово не было совершенно бессмысленным, пусть даже у него и нет смысла в существующих языках. Короче говоря, необходимость в новом слове должна была превосходить его возможную искусственность. За основу нового слова была принята буква греческого алфавита тэта, которая сама по себе ничего не значит. Это также буква, с которой начинаются слова Theos (Бог) и Thymos (душа). Наконец, эта буква была взята за основу слова, которое созвучно индийскому атман.

Морфологическая связь между атманом и тэтаном, которую мы с объективной точки зрения считаем следствием того, что второй термин является производным от первого, рассматривается в Саентологии как предвосхищение термина «тэтан» в индийской традиции. В книгах по Саентологии мы находим: «Вечное и неразрушимое Я (Атман) из Упанишад является предшественником понятия „тэтан“ в Саентологии».

3. Саентология следует модели Упанишад в том, что касается внутреннего созерцания с целью нахождения гармоничных отношений между самим индивидуумом (Я) и вселенной: «Постепенно, по мере того, как тэтан обретает знание о самом себе, действуя на уровне становления (в отличие от уровня бытия, на котором тэтан становится узнаваемым), увеличивается его способность устанавливать связь с силами вселенной (динамиками)».

Всего существует восемь Динамик. Динамики представляют собой стремление к выживанию индивидуума; стремление к выживанию путём сексуальных отношений и создания семьи; стремление к выживанию в группе (сюда входят разные группы, от общин до наций); стремление к выживанию всего человечества; стремление к выживанию всех форм жизни (включая растения и животных); стремление к выживанию физической вселенной; стремление к выживанию в качестве духовной вселенной (обозначается буквой тэта, как и тэтан) или духовного существа; стремление к выживанию в качестве Верховного Существа.

4. Взаимоотношения между тэтаном и восемью Динамиками сопровождаются определёнными психосоматическими, этическими, паранаучными и обрядовыми явлениями. Выражаясь саентологическими терминами, под этими взаимоотношениями понимается приведение тэтаном хаоса в состояние упорядоченной действительности. Мы можем представить себе это в историко-религиозном аспекте, обнаруживая характерную функцию любой религии в придании метаисторического смысла историческим реалиям. В данном случае, как и везде, задача состоит в преодолении метаисторическим «существом» хаоса «исторического становления»: самой истории, рассматриваемой как личная история, национальной истории, истории человечества, естественной истории, божественной истории (сотворение мира, чудеса, вмешательство в то, что было сотворено). Все эти «истории» заманивают в ловушку и разрушают индивидуума, не знающего, как найти своё место, поскольку тэтан утратил способность осознавать себя тем, кем он является. Однако когда тэтан полностью обретает способность осознавать, всё вновь приходит в порядок. Обретение способности осознавать сопровождается следующими явлениями:

Психосоматические явления: тэтан генерирует душевное и физическое здоровье, задав наилучшие режимы деятельности организму и психике.

Этические явления: тэтан направляет семейные взаимоотношения, равно как и социальные и общечеловеческие отношения.

Научные явления: тэтан проливает свет на научные и технологические исследования во всех областях. Помимо покровительства техническим и научным достижениям тэтан благоволит искусству и литературе. Наставник Хаббард — прославленный писатель и учёный, особенно одарённый в морском деле, фотографии, музыке, минералогии, агрономии и в области коммуникационных систем.

С этой точки зрения мы можем заметить, до какой степени здесь достигается параллель с Упанишадами: тантризм, как конечная форма выражения этого религиозного явления, обещал человеку силу, которую по тем временам и в тех условиях мы назвали бы «магической». Саентология обещает наделить человека способностями к искусству, литературе, наукам, в том числе и прикладным. Однако и в том, и в другом случае можно говорить о таинственном открытии человеческим существом мира, на который он может оказывать любое воздействие, открыв в себе таинственную способность оказывать такое воздействие.

III. Обрядовая практика
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ