III. Структура духовного послания Саентологии

Структура духовного послания складывается из комплекса тем. Послание обращено лично к каждому, и на каждом формально отмеченном этапе Пути — Моста — темы послания обретают новую глубину и полноту.

Практика членов религиозных орденов предполагает усиленную медитацию над отдельными темами своих особых посланий. Так в некоторых христианских орденах практикуется усиленная медитация над ключевыми событиями из жизни Иисуса Христа. Целью медитаций на отдельные темы и эпизоды Страстей Христа является внутреннее преображение и очищение медитирующего, предание своего Я в руки Христа. Аналогична личная практика в некоторых суфийских орденах. Можно привести сходные примеры из многих религиозных культур. Общим условием, которое делает возможным Путь внутреннего очищения и преображения, является особая тематическая структура духовного послания.

Мы выделим два характерных для духовного послания Саентологии тематических блока:

III.I. Падение, осознание падения (Катастрофы), самопреобразование: личный путь героя

Падение рассматривается как космическая Катастрофа, которая заставила человека забыть о его истинном могущественном и бесконечном Я. Бесконечно сильное и могучее Я, создавшее пространство и время, попадает в зависимость от своих созданий. Центральная тема, которая разнообразно варьируется в духовном послании Саентологии: «Творец, порабощённый своими творениями и утративший свободу». Осознание этой утраты одновременно является первым шагом к освобождению. Отсюда необходимость осознания всех катастроф, пережитых в течении миллионов лет существования. Характерно требование осознать миллионы лет как личное существование.

Вторая особенность темы падение-осознание-освобождение — это её героическое звучание в саентологическом послании. Героическая тема означает, что поиск нового могучего и вечного Я — это прежде всего результат личных усилий идущего по Пути — Мосту. Человек изначально хорош — вот одно из основополагающих утверждений кредо Саентологии. Следует для сравнения подчеркнуть, что подобная ясно выраженная позиция прямо противоположна христианскому посланию, которое настаивает на изначальной повреждённости, греховности человеческой природы, на невозможности исправления человеческими усилиями. (Вспомним формулу: «Как невозможно пятнистому зверю изменить пятна на своей шкуре, как невозможно кривому дереву стать прямым — так невозможно человеку своими усилиями избавиться от первородного греха и от испорченности своей природы»). Героический взгляд на человеческую природу, т. е. убеждение в том, что изначально человек хорош и может с помощью собственных усилий и человеческой помощи учителей и особых практик вернуться к изначальному могущественному состоянию — всегда рассматривалось в Христианстве как язычество. Не вступая в детальное обсуждение различий христианского и саентологического послания, следует всё-таки обратить внимание на то, что указанное расхождение является одним из источников трудностей распространения саентологического послания в культурах, которые уже освоены Христианством.

Тем не менее, для нашего анализа указанное сравнение важно, чтобы подчеркнуть: падение, осознание падения и освобождение рассматриваются как личный путь героя, проходящего по Мосту к полному личному освобождению. Длительная практика, достигающая осознания длительности личного существования (и вспоминания себя) в течение миллионов лет, также личный путь героя, противоположный личному пути и личному самосознанию, предложенному в христианском послании. Рассмотренные темы послания Саентологии реализуются в религиозном служении, которое также имеет тематическую структуру.

III.II. Исповедание, самопонимание, спасение:
путь религиозного служения

Для Саентологии, как для всякой сильной религиозной культуры и как для всякого религиозного ордена, проповедь является важным моментом религиозного служения. Однако, мы не находим в Саентологии столь характерного для многих традиционных религий прозелитизма. Напротив, Саентология — одна из немногих религий, которая позволяет своим адептам быть членами других церквей. Саентология — завершённая религия и её члены практикуют Саентологию, исключая другую веру, несмотря на то, что они могут оставаться членами другой церкви по семейным, социальным или культурным причинам. Поэтому для саентологического служения при обращении к внешнему миру характерно исповедание, свидетельство о своём личном опыте, причём с постоянным подчёркиванием рациональных аспектов личного опыта.

Саентология — одна из немногих религий, которая позволяет своим адептам быть членами других церквей. Саентология — завершённая религия и её члены практикуют Саентологию, исключая другую веру,

Рациональность исповедания предполагает детально разработанную и, главное — практикуемую — технику самопонимания. Самопонимание себя как личности, обладающей личным переживанием своей судьбы как длящейся миллионы лет. Самопонимание себя как бесконечного и всемогущего Я.

Исповедание и самопонимание влечёт за собой спасение. Спасение понимается как устойчивое осознание своей истинной природы и удаление всех внутренних, духовных препятствий (инграмм), которые блокируют правильное осознание своего всемогущего, бесконечного Я. Т. е. спасение — это осознание, обретение своей духовной идентичности.

Структура духовного послания любой религиозной культуры получает правильное понимание только в контексте понимания Абсолюта. Поэтому мы переходим к реконструкции представления об Абсолюте, которое характерно для Саентологии.

IV. Понимание Абсолюта: структуры Нового Бытия, Высшего Бытия
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ