II. Проблема сохранения священного знания

II.I. Эзотерическое знание и cаентологическая технология

Эзотерическое знание в религиозных системах возможно в двух видах. Первый вид эзотерического знания предполагает специальные методы и сценарии сокрытия, зашифровки. Предполагается, что разглашение тайного знания, доступность для всех, кто пожелает, превращает скрытое знание в профанное, которое утрачивает своё священное могущество и преображающую силу.

Второй вид эзотерического знания предполагает принципиальную открытость и принципиальную доступность. Однако специфическая структура знания такова, что если адепт не овладел предшествующими ступенями, он не может постигать следующий уровень. Т. е. ситуация эзотерического знания возникает из ситуации, когда необходимо пройти все уровни детально разработанной цепи личных постижений. Причём каждая ступень содержит в себе в свёрнутом виде все остальные. Таким образом эзотерика складывается не из желания зашифровать и скрыть знание, а из того простого обстоятельства, что владеющий высшим знанием при всём своём желании не может сообщить это знание человеку, который не прошёл всех необходимых ступеней внутренних трансформаций и изменений сознания. Единственное, что может сделать владелец высшего знания, — это провести адепта по всем строго необходимым ступеням.

Эзотеризм Саентологии относится ко второму виду. Когда мы видим на некоторых ступенях саентологического знания пометку «конфиденциально», это означает, что речь идёт о знании, которое может быть сообщено только прошедшему все уровни, предшествующие данному.

Саентология — принципиально открытая религиозная система. Каждый, кто почувствовал внутреннюю необходимость принять Путь и Послание саентологической духовности, может рассчитывать на внимание и поддержку. Причём работа с ищущим будет проводиться как ответ на его собственные поиски духовной идентичности. Однако надо помнить, что в центре саентологической духовности лежит прежде всего свой собственный, личный опыт постижения духовной идентичности, нового духовного бесконечного Я. Поэтому «рассказ», «повествование» об этом опыте возможен только в весьма ограниченных объёмах. И не потому, что духовные наставники скрывают этот опыт, а потому, что этот опыт принципиально невербализуем и непередаваем. Разумеется, в Саентологии существует жанр «свидетельств» о своём личном Пути и тех трансформациях, которые переживает личность, например, при достижении высших ступеней осознания своего вечного Я. Однако это именно «свидетельство» (очень важный и нужный жанр), а не священное знание. Читая эти свидетельства, получая устные свидетельства, особенно ясно понимаешь, что свидетельствующий действительно хочет описать свой опыт, передать знание и не может этого сделать.

Отсюда требование к точному сохранению и воспроизведению саентологической технологии и постоянно звучащее требование не переходить к следующему этапу изучения, не поняв исчерпывающе предшествующего материала. Отсюда столь значительное внимание и к процедуре прояснения смысла отдельных слов. Столь большое внимание к процедурам прояснения смысла слов также роднит Саентологию с великими религиозными традициями и позволяет рассматривать знание в Саентологии, как имеющее статус священного знания.

Можно считать, что процедура прояснения слов и священного знания является частью центральной задачи Саентологии: прояснение и приятие (понимание) истинной духовной природы своего бесконечного Я.

II.II. Процедуры посвящения в знание как технология достижения высших ступеней сознания. Уровни самоидентификации: от преклира к высшим ступеням духовности

Требование постоянной ясности сознания и самосознания (пробуждения от сна повседневности), формальная рациональность, которые организованы таким образом, что без ясного осознания и прохождения низших уровней нельзя перейти к высшим ступеням осознания своего истинного Я, приводит, во-первых, к иерархической структуре знания и, во-вторых, к процедурам посвящения в священное знание. Процедура посвящения оказывается совершенно необходимой в культуре религиозного образования, где ожидается изменение сознания и самосознания адепта при условии, что передать это новое самосознание невозможно. Отсюда ещё одна важная особенность Саентологии как сакральной культуры: Текст, Писание саентологической церкви (тексты Хаббарда) являются средством трансформации сознания и самосознания адепта. Особенно в этом смысле характерна аксиоматическая часть текстов Хаббарда. Это классические короткие тексты, которые предназначены для длительной медитации и рецитации, в процессе которой происходит изменение понимания учеником самого себя. Т. е. через повторяющиеся попытки понять смыслы Писания (текстов Хаббарда) к реализации более глубокого понимания самого себя и своего истинного Я. Саентология предоставляет возможности для групповой, бинарной и одиночной (соло) практики медитаций. Эта практика также роднит Саентологию с другими религиозными и более конкретно — орденскими — структурами, где опыт размышлений над священными текстами является не опытом получения новой информации, а опытом изменения своего Я (если речь идёт об ученике) или опытом очищения своего Я, если речь идёт о мастере, который должен восстановить ясность сознания и самосознания после тяжёлой работы.

Таким образом, когда мы говорим о том, что знание и самосознание нельзя передать, мы говорим о необходимости процедуры, с помощью которой ученика можно к этому знанию (к открытию самого себя) подвести.

Таким образом, когда мы говорим о том, что знание и самосознание нельзя передать, мы говорим о необходимости процедуры, с помощью которой ученика можно к этому знанию (к открытию самого себя) подвести. Это означает, что необходима формально «разработанная система переходов с одного уровня священного знания на другой».

Ученик с помощью учителя (на некоторых ступенях самостоятельно) проходит все ступени посвящения от преклира (человека, который благодаря саентологическому процессингу или духовным консультациям узнаёт больше о себе и о жизни) до самого высокого уровня — Оперирующего тэтана (ОТ).

Учитывая рассмотренные особенности эзотерического знания, свойственного Саентологии, в частности: иерархичность, строгость, невозможность пропуска отдельных этапов, Саентология разработала весьма впечатляющую систему духовного Пути, что также является признаком устойчивой и перспективной духовной культуры.

II.III. «Мост к полной свободе» как центр и основа теологической системы Саентологии

Далеко не всегда религиозное движение, даже достигнув стадии церковной организации, обладает развёрнутой вероучительной системой. Наличие вероучительной системы — признак зрелости религиозного движения и поэтому складывается довольно долго. Тем не менее, Саентология, как это уже наблюдалось в истории религиозных движений, достаточно быстро сформировала своё вероучительное кредо и систему духовного обучения. Причиной быстрого достижения духовной и организационной зрелости является детально разработанная формализованная система уровней духовного преобразования, духовной идентичности. Эту систему можно отдалённо сравнить с системами духовного просветления и очищения, которые находились в центре забот многих орденских структур, которые очищали и сохраняли известные традиционные церкви.

Теологические системы могут подразделятся на два типа: катафатическая и апофатическая теологическая система.

Катафатическая система предполагает возможность выраженного в словах высшего религиозного опыта. Апофатическая система считает принципиально невыразимым высшее знание и высшие ценности. Поэтому катафатическая система создаёт детальные и пространные описания божественной сущности и божественной структуры видимого и невидимого мира. Апофатическая система не даёт никаких описаний высших сущностей, ибо это, с точки зрения апофатической системы, невозможно. Однако апофатическая теология даёт систему Восхождения к высшему знанию, которое постигается при выполнении формальных предписаний учителя.

Разумеется, Саентология включает оба вида теологических систем. Но доминирует апофатическая теология. Поэтому для Саентологии характерно не столько описание новых состояний Я, сколько описание схемы достижения высших состояний.

Мост к полному освобождению — это метафора Пути духовного преображения. Этот Путь существует в большинстве религиозных культур и теологических систем. Однако центр теологической системы, Путь духовного очищения, рассматриваемый как формальная последовательность иерархически организованной последовательности состояний самосознания, существует преимущественно в орденских структурах.

Собственно говоря, эта иерархическая система — Мост к полному освобождению — и есть Послание, с которым саентологическая церковь обращается к миру и к своим последователям.

Внутри этого послания существует несколько фундаментальных тем, которые формируют структуру Моста. Все основные теологические понятия (представление об Абсолюте, положение человека, концепция спасения), задачи духовенства, организационная структура Церкви Саентологии вытекают из структуры Моста, который понимается как Путь личного преображения и личного постижения своей космической роли и судьбы.

III. Структура духовного послания Саентологии
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ