IV. РИТУАЛЫ В САЕНТОЛОГИИ — ОДИТИНГ

Центральным религиозным ритуалом Саентологии является «одитинг», происходящий от латинского слова audire, что означает «слушать». Человек, отвечающий на вопросы, задаваемые ему одитором («тем, кто слушает»), вызывает для себя высшее состояние разума и души и излечивает психосоматические заболевания тела. Это также весьма похоже на некоторые из более поздних религий Синто, отделившихся от линии Ю-итсу Синто, история которой в Японии насчитывает свыше 1400 лет.

Учение Саентологии началось с ранних исследований господина Хаббарда в 30-х годах нашего столетия — в то же самое время, когда более поздние религии Синто искали способы подходящих религиозных обрядов для исцеления души. Начало одитингу было положено в США в 1950 году с выходом в свет книги «Дианетика: современная наука о разуме» [Dianetics: The Modern Science of Mental Health]. В этой книге господин Хаббард описывает, как человек может достичь состояния Клир, освободившись от воздействия того, что называется реактивным умом. Это можно сравнить с состоянием «Сатори» или даже «Найкан» в Буддизме. В некоторых религиях Синто человек под руководством учителя размышляет о том, что он пережил в детстве или в своих прежних жизнях, для того, чтобы задуматься о пути, на котором он находится в настоящем. Одитинг, который также можно описать как размышления о своём прошлом — будь то детство или прошлые жизни — также даёт человеку такую же возможность анализировать и понимать текущее положение вещей.

Человек обучается одитингу в саентологических классных комнатах, которые называют «академиями» или курсовыми комнатами. Под руководством «супервайзера» (наставника), студенты изучают теорию и практику методов одитинга. Одитинг — это ритуал, в ходе которого одитор, имеющий специальную подготовку, задаёт человеку, ещё не являющемуся Клиром, вопросы о его прошлом, на которые тот отвечает. Человек, получающий одитинг, называется «преклиром», поскольку он ещё не является Клиром. По мере того как преклир отвечает на вопросы, задаваемые ему одитором, он избавляется от стресса, его душевное состояние улучшается, он обретает душевный покой и укрепляет общее духовное здоровье. Время обучения, необходимое для того, чтобы стать опытным одитором, зависит от индивидуума, но на этот процесс может уйти от нескольких месяцев до нескольких лет в зависимости от уровня опытности и точности, которого хочет достигнуть одитор.

В религии Оомото по-прежнему практикуется обряд «Найкан», который используется для реабилитации несовершеннолетних преступников, и за который религия получила одобрение регионального правительства. Проводя дополнительное сравнение, мы находим, что в Саентологии также существуют предназначенные для несовершеннолетних программы реабилитации, которые осуществляются в различных странах мира. Между «Найканом» и одитингом, безусловно, есть сходства, но эти два обряда фундаментально различны. Тем не менее, это пример того, как две религии решают одну и ту же проблему, опираясь на различные культуры и приходя к очевидно сходным решениям. Во время одитинга человек в мельчайших деталях рассказывает одитору о том, что его беспокоит в его прошлом, а во время «Найкана» человек сам размышляет под руководством учителя. Результат же обоих обрядов — улучшение духовного состояния и возрождение этичного поведения.

Во время проведения обряда «Син-Со-Кан» в религии Сейтё-но-Ие человек обучается смотреть на себя через призму своего прошлого. Это также похоже на одитинг. Во время обоих обрядов человек должен исследовать своё прошлое.

В Саентологии существует постепенная дорога к просвещению, которая называется «Мостом к полной свободе». Путь по этому Мосту проходит через одитинг и обучение одитингу. Человек получает не только великое просвещение, но и духовную сущность, сравнимую с «Чин-Кон-Ки-Шин» — великой тайной Синто, которая означает «умиротворить душу человека, чтобы он мог вернуться в состояние, подобное Богу».

В Саентологии существует постепенная дорога к просвещению, которая называется «Мостом к полной свободе». Путь по этому Мосту проходит через одитинг и обучение одитингу. Человек получает не только великое просвещение, но и духовную сущность, сравнимую с «Чин-Кон-Ки-Шин» — великой тайной Синто, которая означает «умиротворить душу человека, чтобы он мог вернуться в состояние, подобное Богу». Эти концепции очень похожи. Они практикуются различными религиями Синто, включая Хакке Синто, которая была основана в 1025 году нашей эры.

Совершенствование людей при помощи естественных духовных искусств исцеления — известная практика в японских религиях, в отличие от других религий мира. Такие японские религии, как Сейтё-но-Ие, Секай-Куйсей-кё, Синто-тенкокё, Ананай-кё и другие интересуются обрядами, вызывающими состояние Чин-кон-Кишин. Число последователей этих религий превышает 20 миллионов человек. Несмотря на то, что методы могут различаться, их цели и задачи обладают непосредственным сходством с саентологическим ритуалом одитинга и постепенным, ступень за ступенью, продвижением верующих по Мосту к полной свободе.

В других мировых религиях также известно такое состояние. В Исламе, например, существует термин «Имам Замам», который обозначает человека настолько просвещённого, что он может полностью постичь все семь значений Святого Корана.

Во время христианской исповеди человек также обращается к своему прошлому. Это похоже на Саентологию, в которой тоже есть обряд исповеди. Человек должен обратиться к своему прошлому, ознакомить с ним другого человека — одитора — и исповедоваться. Результат одинаков в обеих религиях — совершенствование души и возрождение жизни.

На этом круг замыкается, и мы возвращаемся к пророчеству Будды, который предсказал, что однажды Меттейя освободит человека от того, что его сдерживает. В Японии пророчество о Меттейе отличается от пророчества о Пали. В нём говорится не столько о том, что человек вернётся, сколько о том, что, согласно пророчеству, человек сможет вернуться в духовное состояние. Многие японские религии, как буддистские, так и синтоистские, ожидают развития этих событий. Саентология обладает методами совершенствования духовных способностей людей. Япония — это страна, где религии делают упор на совершенствование духовных возможностей человека, поэтому, с точки зрения японских религий и верований, Саентология — это действительно религия, сродни тем, что уже существуют в этой стране.

V. Церемонии
СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ