IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вышеприведённый анализ показывает, что в Саентологии присутствуют все семь аспектов религии, выделенных Смартом. Анализ также показывает, что хотя Саентология и имеет свои специфические особенности, многие религиозные верования и практики Саентологии аналогичны или похожи по своему содержанию на верования и практики других признанных религий.

Анализ также показывает, что хотя Саентология и имеет свои специфические особенности, многие религиозные верования и практики Саентологии аналогичны или похожи по своему содержанию на верования и практики других признанных религий.

Кроме того, вопрос о том, является ли Саентология религией, рассматривался Верховным судом Австралии в рамках дела «Церковь Новой Веры против уполномоченного по налогам с фонда оплаты труда» (см. сборник судебных решений № 57 [1983]: 785ff.). Суд единодушно пришёл к выводу о том, что Саентология является религией. В своём решении судьи Мэйсон и Брэннан использовали два критерия религии: «1) вера в сверхъестественное существо или первопричину; 2) принятие канонов поведения для придания силы своей вере» (см. сборник судебных решений № 57 [1983]: 785). Судьи Уилсон и Дин использовали четыре критерия для определения, является ли та или иная система взглядов и практик религией, а именно:

1) данная система взглядов и (или) практик включает веру в сверхъестественное, то есть, веру в существование реальности, которая простирается за пределы того, что можно воспринять на уровне разума; 2) эти взгляды относятся к природе человека, его месту во вселенной или его связи со сверхъестественным; 3) последователи воспринимают эти взгляды как побуждающие их соблюдать определённые стандарты или правила поведения или участвовать в определённых практиках, имеющих сверхъестественное значение; 4) последователи представляют собой вполне различимую группу или группы, сколь бы непрочной ни была бы связь между ними, и как бы ни различались их верования и практики (см. сборник судебных решений № 57 [1983]: 785).

Некоторые из судей особо отметили, что к саентологическим религиозным верованиям и практикам были сделаны добавления с тех пор, как были сформулированы первые принципы Саентологии; что Церковь Саентологии не настаивает на том, чтобы её приверженцы отказались от своей прежней конфессиональной принадлежности; и что в предоставлении саентологических религиозных услуг обращает на себя внимание довольно сильный коммерческий акцент. Однако Суд пришёл к выводу, что ни один из этих фактов не может служить поводом для того, чтобы лишить Саентологию религиозного статуса. Тем более что подобные явления можно наблюдать и у других признанных религий на разных этапах их развития.

В соответствии с представленным исследованием я считаю, что будет правильным считать Саентологию религией. Обладая ярко выраженными чертами, типичными для признанных религий, Саентология обладает и своими собственными, присущими только ей особенностями — специфическими верованиями и практиками, которые скорее выделяют Саентологию как религию, отличную от других религий, нежели как нерелигиозный феномен.

Алан В. Блэк
24 января 1996 года

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ