Как учёный-религиовед я посвятил много лет работе в области сравнительного религиоведения. Я являюсь последователем Кальвинистской церкви, однако как учёный, обязанный проводить беспристрастный анализ вне зависимости от собственных религиозных убеждений, считаю долгом своей совести быть совершенно объективным. Поэтому, дабы избежать проявления субъективности, следует проводить исследование в более широком контексте. Было бы неправильно подходить к чему-либо только со своими собственными мерками. В любой стране, где провозглашена религиозная свобода, такой подход может оказаться самым опасным.

Было бы трудно обсуждать различные имманентные и трансцендентные аспекты Саентологии без достаточно хорошего понимания религий Востока, в особенности Буддизма, который существует в ЮАР на правах религии. Нужно учитывать и другие аспекты: например, вопросы физического и духовного выживания, понятия «Жизненная Сила», «Верховное Существо», важность «силы», которая не является частью материальной вселенной, а также важность общения в человеческих взаимоотношениях и представление о человеке как о духовном существе.

Саентология определяется как «прикладная религиозная философия о жизни и совокупность знаний о человеке и его взаимоотношениях со своими ближними и вселенной. В Саентологии считается, что человек является бессмертным духовным существом». В этом утверждении нет никакого противоречия. Исследование религии можно проводить с различных точек зрения, например: с точки зрения психологии религии, социологии религии, географии религии, включая экологию, этику религии и т. д.

Кто придаёт больше значения религиозной практике в стремлении постичь «тайны бытия»? Христианство? Или же Христианство намерено постичь эти тайны из текстов Писания, в которых говорится о человеке и смысле его жизни? Можно исповедовать религию, не задавая вопросов о своей жизни. Не это ли главная проблема формалистической церкви времён Сёрена Кьеркегора, над которой он бился?

Анализ работ по Саентологии не даёт ни малейшего повода сомневаться в наличии у Саентологии характерных черт религии, а также в том, что она в действительности является религией.

Анализ работ по Саентологии не даёт ни малейшего повода сомневаться в наличии у Саентологии характерных черт религии, а также в том, что она в действительности является религией. Некоторые христианские теологи считают, что Христианство является не религией, а верой. Церкви пятидесятников часто подчёркивают, что то, что они исповедуют, не является религией, но имеет отношение к их вере в Иисуса Христа через Духа Святого. Это значит, что они не принадлежат христианской религии. Они отрицают «религии» официальных церквей, в частности их упор на внешние формалистические действа и повторение наизусть церковных догм.

Аналогично Л. Рон Хаббард утверждает, что Саентология не является религией в этом смысле. Он говорит, что Саентология не является простым повторением ритуалов или совершением каких-то действий, называемых религиозными. Она обращена к человеку в его реальных жизненных ситуациях и потому «даёт человеку свободу и указывает ему путь к истине». Религия человека была бы обманчивой и ложной, если бы она не касалась сокровенных проблем жизни человека. Это одна из важнейших причин, по которым Западная Европа отвергла религию отступников, и этот процесс коснулся даже некоторых более традиционных церквей.

В Саентологии совершенно правильно утверждается, что её истоки весьма разнообразны. Это справедливо и для многих других религий. Например, Индуизм уходит своими корнями в арийские Веды и местные религии Индии. На формирование Ислама повлияли Иудаизм, Христианство, а также местная религия Южной Аравии.

В Саентологии делается важное утверждение: «Дух, следовательно, не является вещью. Он является создателем вещей».

В Саентологии делается важное утверждение: «Дух, следовательно, не является вещью. Он является создателем вещей». Таким образом, в Саентологии делается сильный упор на метафизический аспект бытия. В Саентологии человек считается «бессмертным существом». В этом утверждении доминирует буддистское представление, которое принимают миллионы людей на Западе, и утверждается, что «тэтан и есть сам человек. Вы — это ВЫ, находящийся в теле.

Л. Рон Хаббард изучил многие аспекты человеческого существования. Среди прочего, он исследовал, что происходит с духом в момент смерти человека:

«Некоторые факты тем не менее точно известны. Первый из них состоит в том, что сам человек есть дух, контролирующий тело через разум. Второй — в том, что тэтан способен создавать пространство, энергию, массу и время. Третий — в том, что тэтан отделим от тела — причём это не вызывает такого явления, как смерть — и способен управлять телом и контролировать его, будучи на значительном расстоянии от него. Четвёртый — в том, что тэтан не считает нужным помнить жизнь, которую он только что прожил, после того как он расстаётся с телом и разумом. Пятый — в том, что человек, умирая, всегда экстериоризируется. Шестой — в том, что человек, экстериоризировавшись, как правило, возвращается на планету и обычно добывает себе другое тело, принадлежащее к расе того же типа, что и раньше».

Подобных теорий придерживаются многие верующие люди на Западе. В Саентологии Л. Рон Хаббард развивает теорию о том, что жизнь представляет собой противоборство материальной вселенной и вселенной духовной, в котором духовная вселенная стремится завоевать материальную.

Подобных теорий придерживаются многие верующие люди на Западе. В Саентологии Л. Рон Хаббард развивает теорию о том, что жизнь представляет собой противоборство материальной вселенной и вселенной духовной, в котором духовная вселенная стремится завоевать материальную. Выражается это таким языком: покорение «тэтой» (что означает жизненную силу, elan vital) «МЭСТ» (слово, образованное из первых букв английских слов «материя» [Matter], «энергия» [Energy], «пространство» [Space] и «время» [Time]). Концепция противоборства тэты и МЭСТ не чужда и Христианству, только выражается в других терминах. Апостол Павел выразительно описал это противоборство.

В Саентологии подчёркивается важность человеческих взаимоотношений. Л. Рон Хаббард постоянно подчёркивает роль общения в них. Акцент Саентологии на человеческой стороне бытия и на межличностных отношениях состоит в том, что в Саентологии считается более важным быть, нежели действовать. Саентология ни в коем случае не является просто функциональной дисциплиной. Она является религией, в которой состоянию человеческого бытия придаётся важнейшее значение.

Иногда Саентологию характеризуют как чисто функциональную дисциплину, однако важность «бытийности» в Саентологии доказывает несостоятельность такой оценки. И хотя случайному наблюдателю может показаться, что лишь немногие саентологи обладают глубоким знанием Саентологии как философской системы, это неверное наблюдение. Хотя, в любом случае, разве в Христианстве высок процент верующих, рассматривающих доктрину церкви как философскую систему? Разве в Христианстве акцент делается на понимании и изучении Писания, молитвах и созерцании, а не преимущественно на посещении церковных служб, оказании финансовой помощи и участии в различных мероприятиях?

Саентология претендует на статус религии. По словам её основателя Л. Рона Хаббарда, «слово „религия“ само по себе включает в себя такие понятия, как священное знание, мудрость и состояние знания в отношении богов, души и духов, что можно было бы назвать философией в очень широком смысле этого слова».

«Саентология продолжает традицию мудрости в том, что касается души, а также разгадки тайн жизни».

«Саентология является религией в самом древнем и полном смысле этого слова. Любой, кто пытается свести религию исключительно к религиозной практике, опустив аспект религиозной мудрости, попросту игнорирует историю и истоки Христианства».

Л. Рон Хаббард говорит о Верховном Существе, используя термин «Восьмая динамика», что означает «стремление к выживанию в качестве бесконечности». О ней говорят ещё и как о Верховном Существе. Разве Восьмая динамика, «стремление к выживанию в качестве бесконечности», представляется более резким утверждением о Верховном Существе, нежели заявления некоторых христиан, отрицающих воскрешение Иисуса Христа? Или отрицающих продолжение человеческой жизни после смерти в какой бы то ни было форме? А ведь это люди церкви, и многие из них даже имеют на Западе репутацию видных христианских теологов. Их представления и церкви, распространяющие или благосклонно принимающие их теории, должны быть как следует изучены любым специалистом, который проводит сравнительное религиоведческое исследование различий между саентологической теологией и теологией других церквей.

Саентология претендует на статус недогматической религии:

«В Саентологии нет догм. Поскольку принципы Саентологии основаны на самоочевидных истинах, каждый человек волен принимать или не принимать их по своему усмотрению».

Индуизм тоже претендует на то, что он охватывает все религии, равно как и некоторые реформаторские течения, такие как Общество божественной жизни и Движение Рамакришны. Но это не умаляет их религиозной природы. К чему говорить об отдельных случаях противодействия саентологов Христианству? Можно вспомнить так называемых «терпимых» христиан, выступающих против любого проявления Христианства, отличного от их собственного, например, против браков между членами Католической церкви и Англиканской или Голландской реформатской церкви.

К чему приводить доводы в пользу понятия Бога-Личности? В Пантеизме, ответвлении Индуизма, нет веры в Бога-Личность, равно как и в деизме. В Буддизме «Я» отождествляется с Нирваной или Абсолютом, который является безличной сущностью. Тем не менее Верховное Существо в Саентологии обладает чёткими теистическими чертами.

Почему Саентология не может говорить о том, что человек да обретёт бога в самом себе? Почему Саентология не может говорить о «познании Бога» (это выражение никогда не используется в Саентологии, однако Саентологию обвиняют в его использовании), тогда как, к примеру, Индуизму позволено использовать это выражение, и в то время как в этой религии провозглашается наличие «познавших бога» святых, живущих в ЮАР? Тем не менее Саентология достаточно осмотрительна в том, чтобы не удариться в крайности познания Бога, но в ней признаётся метафизический аспект под названием «Восьмая динамика» в качестве того, что присутствует в жизни каждого человека.

Слово «church» («церковь») изначально в греческом языке означало «политическое собрание». Слово «церковь» используется в ЮАР применительно к Церкви назареев, которая не признает Иисуса Христа как Господа и Спасителя. Слово «церковь» используется и применительно к Свидетелям Иеговы, мормонам, теософам и унитариям. А посему узкое определение слова «церковь» неприемлемо. Оно не является запатентованным термином.

Если важнейшими определяющими признаками христианской церкви являются «духовное единство» и «всеобщность», то почему же член Англиканской церкви не признаёт последователя другой церкви у стола для причастия? Или почему Голландская реформатская церковь исключает католиков? Что же касается использования церковных наказаний за грехи, то ни лютеране, ни англиканцы, ни методисты вообще не называют это признаком истинной церкви.

Если это кальвинистское определение преобладает в наши дни, то что будет в 1985 г., когда Католическая церковь будет наиболее широко представлена как церковь в ЮАР, если события будут развиваться в том же ключе, что и в 1961–1970 годы?

Перепись населения 1970 года свидетельствует о следующем: из 21 402 470 человек, составляющих население ЮАР, 3 329 740 человек принадлежат к трём африканерским церквям; 2 151 840 человек принадлежат к Методистской церкви; 1 844 270 человек являются членами Римско-католической церкви; 1 676 800 человек принадлежат к Церкви провинции (из них небольшое число — к Англиканской церкви); 884 000 принадлежат к Лютеранской церкви; 454 460 человек являются членами Пресвитерианской церкви; 349 790 человек являются членами Конгрегационалистской церкви; 276 120 являются членами «раскольнических церквей»; наконец, 2 042 160 человек принадлежат к «другим христианским» группам, многие из которых считаются «раскольническими». За период с 1961 по 1970 год число членов Католической церкви среди африканцев возросло на 777,6%, и примерно на столько же — среди белого населения. Доля членов Голландской реформатской церкви среди белого населения сократилась с 43% в 1961 до 39% в 1970 году.

Эти показатели не могут не беспокоить меня как члена Кальвинистской церкви. Но как учёному эти цифры говорят мне о том, что в ЮАР прошли времена однобокого мировоззрения, которое расценивается как нетерпимое высокомерие и ведёт к обратной реакции. И это уже видно в церквях, членами которых является цветное население.

На каком основании утверждается, что такая черта, как «святость», в Церкви Саентологии не проявлена? Вот здесь можно углубиться в детальную дискуссию, что может бросить тень на некоторые официальные церкви и организации, признанные церквями.

Почему Саентология должна удовлетворять требованиям, предъявляемым некоторыми к «истинным церквям»? Потому что Саентология использует слово «церковь»? Церковь Мормонов и другие нехристианские течения, например унитарии, тоже используют это слово, равно как и Свидетели Иеговы и Церковь назареев, где имя Иисуса почти не упоминается.

Квакеры не используют Библию как Священное Писание, но они могут приводить цитаты как из Библии, так и из других текстов.

Во многих церквях проповеди носят характер этических наставлений. Некоторые проповеди даже представляют собой наставления в области экономики, другие — в области политики (можно ли обвинять Саентологию в том, что в её церквях есть место «подрывным политическим выступлениям»?). Есть и проповеди, которые учат правилам поведения в обществе и касаются социальных проблем. В целом ряде христианских церквей во время некоторых проповедей Библия даже не упоминается.

Кредо Церкви Саентологии зачастую подвергается нападкам за то, что содержит положение о том, что человек в основе своей хороший. А как насчёт пелагианских церквей, широко представленных на Западе?

Церемонию наречения, принятую в Церкви Саентологии, критикуют за то, что она не является христианским обрядом крещения. Да почему же она должна быть похожа на христианский обряд? А как насчёт Церкви Кинбангю в Заире, насчитывающей не менее 2 миллионов прихожан, в которой вместо крещения на посвящаемого накладываются руки, дабы он принял в себя Святой Дух?

Без Христа не может быть христианской церкви. Однако, когда речь идёт о религии, понятие «церковь» гораздо шире понятия «христианская церковь».

Методисты заявляют, что человек в основе своей хороший. Как в свою очередь и ремонстранты. Как и англиканцы, и многие другие.

Саентологию критикуют за то, что в ней нет трансцендентного, бесконечно милосердного Искупителя. В этом Саентология ничем не отличается от Свидетелей Иеговы, унитариев, теософов и других.

Почему Саентология обязательно должна говорить об Иисусе Христе как об Искупителе грехов? Церковь назареев близ Дурбана не объявляет Иисуса Христа Искупителем грехов, но она тем не менее считается церковью. Многие молодые религиозные течения, признанные церквями, делают упор на самосовершенствовании, что не чуждо и некоторым давно утвердившимся церквям.

Почему в Саентологии должно непременно изучаться «Слово Божье»? Она не претендует на то, что является христианской церковью, однако и не противостоит Христианству и не отрицает его, как некоторые другие религии, утвердившиеся в нашей стране. Как религиозное движение Саентология никогда не проявляла неуважения к Христианству.

Представление о том, что истина, которую воплощает в себе Иисус Христос Искупитель, спасёт человека, является христианской точкой зрения. Лично я согласен с ней, однако некоторые церкви и теологи с широкими взглядами такое представление не приемлют. Они считают, что Иисус Христос был просто образцом для подражания и никогда не воскресал. Он умер и остался лежать в своей могиле — сравните с представлениями теологов-экзистенциалистов. Так почему же от Саентологии нужно требовать следования традиционной теологии?

Мистера Хаббарда обвиняют в попытках занять место Христа, однако место Христа узурпировано светской философией. Западный атеизм поступил точно так же. Он разрушает всё духовное. Однако мистер Хаббард подчёркивает большое значение духовности в бездуховном и материалистически агрессивном мире. К чему обвинять мистера Хаббарда в попытках занять место Христа, когда имеется множество свидетельств наличия этой проблемы в христианских церквях?

Во многих религиях подчёркивается значение «мудрости» как основы свободы, например: в Буддизме и Конфуцианстве или в отдельных частях Ветхого Завета (в литературе мудрости). А как трактует истину теолог-экзистенциалист? Не как абсолютную величину! И их литература свободно изучается, распространяется и используется в нашей стране. Причём настолько, что насилие само по себе приобретает «истинностное значение», поскольку смерть Иисуса Христа на кресте подразумевает «священное» насилие! Прислушайтесь внимательнее к тому, что проповедуют признанные вами церкви, прежде чем обвинять тех, кто никогда не пускался в подобные злодеяния. Такие представления бытуют сегодня в уважаемых церквях и церковных собраниях. Разве Саентология допускала подобные фантазии? Нет.

Если посмотреть на пастырские обязанности капеллана саентологической церкви, можно провести параллели с функциями христианского священника. В частности, в обязанности капеллана саентологической церкви входит следующее:

«…Помогать обиженным и утешать тех, чья ноша слишком тяжела. <…> Капеллан проводит службы в назначенное время регулярно по воскресеньям или по случаю венчания, крестин или похорон».

Актом вопиющей предубеждённости будет утверждать, что эти обязанности не присущи священнику.

Некоторые полагают, что в число важнейших характерных черт всех религий должно входить Откровение и Священное Писание как источник знания о божественном. Тем не менее это представление не поддерживается в учёных кругах, поскольку, если признать правильность этого критерия, то Буддизм нельзя будет считать религией — в нём нет откровения ни в какой форме и нет божества. В африканских религиях нет «откровения» в том смысле, как оно понимается в Христианстве, равно как нет и Священного Писания, а божественная сущность отходит на второй план, тогда как важнейшее место занимают предки. И тем не менее в ЮАР насчитывается около 4 миллионов последователей этих африканских религий.

Другие люди полагают, что непременным атрибутом религии должна являться доктрина греха и искупления, а также необходимость искупления. Однако доктрины «греха» различаются: в одних религиях они воплощают племенное представление о восстановлении нарушенных социальных взаимоотношений, а в других их связывают с виной, как, например, в Христианстве. Кроме того, понятия искупления нет ни в Буддизме (есть лишь погружение в Нирвану), ни в Индуизме (где есть лишь представление об освобождении от бесконечного цикла возрождений и достижение состояния Мокша). В Конфуцианстве упор делается на правильных социальных взаимоотношениях. В некоторых кругах бытует представление о том, что в религии обязательно должна присутствовать определённая форма молитвы или жертвы, чтобы выпросить благосклонность божественного существа и выказать ему своё почтение. И опять-таки это христианский подход к решению вопроса о том, что является религией, а что нет. Во многих религиях нет никаких определённых молитв, адресованных Верховному Существу. Даже в Христианстве теологи не всегда обращают свои молитвы к Богу (например, известный теолог Эрнст Фукс), поскольку полагают, что Бог и так всё знает о нуждах человека. Они говорят лишь «спасибо тебе» за полученное благословение. Иногда считается, что характерным признаком религии является та или иная форма эсхатологии или учения о грядущем. Но это тоже весьма ограниченное представление о том, что такое религия.

Даже утверждение о том, что Саентология — это религия без Бога и без почитания высшей силы, является спорным, поскольку оно явно некорректно в свете того, что было сказано выше. Саентология утверждает, что она содержит в себе ответы на такие вопросы, как «Кто я?», «Откуда я пришёл?», «Что такое смерть?», «Есть ли жизнь после смерти?». Человек, изучающий Саентологию, вскоре узнаёт, что совсем необязательно умирать, чтобы выяснить, кто ты и куда попадёшь после смерти, поскольку обо всём этом можно узнать на собственном опыте, и для этого не нужны ни гипнотические внушения, ни «вера». «Впервые за все века существует нечто, что в течение одной жизни предоставляет ответы на вечные вопросы, а наряду с этим и бессмертие». В Буддизме речь идёт о том же самом. И Буддизм является религией.

Очевидно, что Саентология отличается от Христианства, но это не значит, что она не является религией и церковью.

Утверждается, будто Саентология признаёт существование Верховного Существа, но «не поклоняется ему». Но ведь то же самое можно сказать о большинстве людей в Германии и Франции, которые заявляют о своей принадлежности к Христианству и церкви, но никогда не читают Библию и не поклоняются Богу.

«Стремление к бесконечности» (Восьмая динамика) не ограничивается плоскостью человеческого существования. Можно подметить, что понятие «греха» в Саентологии включает и неправедные помыслы, и неправильное отношение к жизни, и дурное расположение духа. Человек считается в основе своей хорошим во многих церквях, помимо Церкви Саентологии.

Что же касается абсолютных критериев добра и зла, то на христианскую этику можно смотреть по-разному, согласны мы с этим или нет. Многие церкви проповедуют экзистенциалистскую и даже свободную этику, в которой нет места абсолютным стандартам (её можно назвать «предполагаемой этикой»). Многие авторы посвятили свои работы такому виду этики. Предполагаемая этика повлекла за собой появление экзистенциалистской, ситуативной этики, например в философии, где категорический императив Эммануила Канта больше не используется.

Не давая определения религии, второй раздел Кредо гласит: «Все люди имеют неотъемлемые права исповедовать любую религию и придерживаться её обычаев». Формулировка этого «неотъемлемого права» придаёт особое значение праву каждого человека исповедовать свою веру.

Кое-кто критикует Кредо Церкви Саентологии за то, что оно якобы представляет собой декларацию прав человека, а не вероучение. Эти критические замечания не более чем типичные обобщения. Не давая определения религии, второй раздел Кредо гласит: «Все люди имеют неотъемлемые права исповедовать любую религию и придерживаться её обычаев». Формулировка этого «неотъемлемого права» придаёт особое значение праву каждого человека исповедовать свою веру. Далее читаем: «Изучение разума и излечение болезней, вызванных нарушением в работе разума, не должны отделяться от религии, и нельзя смотреть сквозь пальцы на осуществление этой деятельности в нерелигиозных областях». Это важное заявление высвечивает ориентированность современной цивилизации на «рациональное», на науку и технологии, чему, кстати сказать, уделяется слишком мало внимания в признанных церквях. Довольно большая часть человечества страдает сегодня психической неполноценностью, так что религиям следует со всей серьёзностью отнестись к этому явлению.

В Кредо Церкви Саентологии признаётся, что Бог стоит на страже человеческих прав. Он верховный судья. И если бы он не был Богом-Личностью для саентологов, разве он мог бы выполнять такую функцию?

Сделанный в Кредо упор на том, что именно дух является спасителем человека и целителем тела, относится к духу в его взаимосвязи с Восьмой динамикой. В Саентологии человеку постоянно рекомендуется подняться над своими недостатками, чего невозможно добиться, пока «Я» будет связано ограничениями. Но к чему критиковать Саентологию за то, что уже стало элементом христианской теологии, введённым с подачи экзистенциальной философии, смысл которого можно определить следующим образом: «делая свой выбор, человек сам вершит свою судьбу»? Для некоторых теологов-экзистенциалистов судьба человека не выходит за пределы настоящего момента. Провидение здесь, а конечная судьба человека не выходит за пределы конечных сфер. Эти сторонники экзистенциализма придают такое большое значение судьбе человека здесь и сейчас, что считают приемлемым прибегнуть к насилию в случае ограничения свободы самовыражения и совершенствования. В 1968 году на собрании Всемирного совета церквей в Упсале (Швеция) насилию было дано «теологическое обоснование». Разве литература по Саентологии содержит подобные решения? Считается ли «единый уровень» в Саентологии столь важным, что человек не может подняться выше себя? В Саентологии всё указывает на то, что человек должен преодолеть свои недостатки и ограничения в своём стремлении подняться над собой. Это глубоко заложено в само понятие тэтана. Акцент делается на бессмертии человека.

В Саентологии всё указывает на то, что человек должен преодолеть свои недостатки и ограничения в своём стремлении подняться над собой. Это глубоко заложено в само понятие тэтана. Акцент делается на бессмертии человека.

К вопросу о пожертвованиях за саентологические услуги. Отчего Лютер противостоял Тетцелю? Оттого, что он раздавал деньги бедным? Или потому, что церковь использовала его, чтобы выжимать деньги из доведённых до нищеты крестьян? А что насчёт крупных сумм за освобождение Тауба из чистилища? А как насчёт системы «входных билетов», принятых в миссиях у нас на родине? Ведь если прихожанин не заплатит церковный взнос, святого причастия ему не видать.

Иногда против Саентологии выдвигается несправедливое обвинение, что в Церкви Саентологии главным требованием для членства является внесение церковных пожертвований, а не вера, а должно быть наоборот. Конечно, это идеал для некоторых церквей, но даже в них так происходит не всегда. Насколько богато выглядят священники некоторых церквей, несмотря на бедность их паствы?

Если применить указанное требование к векам истории церкви, это приведёт к тому, что многие церкви попадут в немилость. Как насчёт взносов даже сегодня за крестины, венчания, отпевание, за участие в службах? Как насчёт непомерных «жалований» некоторых священников перед лицом бедности их паствы?

А что насчёт «церковного налога», скажем, в Германии? Конечно, любой человек может отказаться от вычетов из своей зарплаты в пользу церкви, но тогда он не сможет венчаться в церкви, не сможет организовать крестины для своего ребёнка и не закажет церковное погребение. Можно назвать целый ряд церквей как в нашей стране, так и за рубежом, в деятельности которых резче выделена «деловая» сторона, нежели духовный аспект.

Если Саентология стремится получить признание как церковь исключительно из принципа, то как быть с религиозными аспектами этого течения? Человек религиозен не по своему выбору, он «хомо религиус» — существо, религиозное от природы, равно как и существо социальное. Саентологии отказывают в этом аспекте человеческого существования, что ставит её в неблагоприятное положение, в котором она вынуждена доказывать свою религиозную природу тем, кто её отвергает. Поэтому в Саентологии и делается такой акцент на данном аспекте. Похоже, было бы проще признать Саентологию религией, если бы Саентология поклонялась священной корове, или священной обезьяне, или божественному слону, змее или лягушке. Тогда было бы проще судить о том, является ли она религией, чем когда она погружена в контекст современного человека с его упором на современные технологии и аппаратуру, как бы правильно или неправильно всё это не использовалось.

Было бы неверно утверждать, что Саентология является просто философией, но не религией, ибо она обладает всеми характерными чертами религии, т. е. всеми составляющими явления под названием «религия». Конечно, она не является христианской церковью, но она на это и не претендует. Саентология представляет собой религиозное сообщество, а любое религиозное сообщество может по праву считаться церковью.

Каких критериев придерживается правительство Южно-Африканской Республики, где Свидетели Иеговы, Мормоны, Квакеры, унитарии и другие исповедуют свою религию и имеют официальное признание? Просить государство считать приемлемым исключительно христианское определение религии и церкви равнозначно сужению этих двух представлений до такой степени, что это исказит само понятие религиозной свободы в стране.

Будучи членом Голландской реформатской церкви, можно придерживаться убеждений и верований этой церкви. Но с точки зрения учёного следует подчеркнуть, что такие критерии неприемлемы для государства. Раз Саентология не занимается подрывной деятельностью, раз она осуществляет свою деятельность как религиозная организация, не причиняя никому вреда (большая часть критических замечаний в адрес этой организации оказалась беспочвенной, и она получила официальное признание во многих странах мира; как и в каждой церкви, в Саентологии находились отдельные безответственные люди, действовавшие в пределах своих умственных способностей), её следует официально признать религиозной организацией и относиться к ней точно так же, как и к другим официально признанным церквям.

Г. К. Остхёйзен
ЮАР
1977

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ